Церковный календарь

24 февраля. Память преподобного Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 февраля. Память преподобного Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского

Седмица сырная (масленица). Сплошная. Скоромная пища без мяса
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.
Поста нет. 11 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Власия, епископа Севастийского (ок. 316). Благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Преподобного Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Праведной Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

Святитель Власий Севастийский

Святитель Власий пострадал около 316 года при императоре Лицинии в городе Севастия Армянская (современная Турция). Когда начались гонения, святитель укрылся на горе Аргеос. К пещере святого, подвизавшегося в безмолвии и молитве, приходили дикие звери, которых святой исцелял от болезней. По приказу правителя Севастии святитель был схвачен и приведён в город. По дороге он совершал чудеса, обратившие многих язычников в христианство: исцелил отрока, у которого в горле застряла кость; заставил волка вернуть вдове украденного поросёнка. Когда эта вдова узнала о том, что святого епископа заключили в тюрьму, она заколола единственного поросёнка и, приготовив, отнесла кушанье святителю Власию. Святой принял подарок и, благословив её, обещал ей и всем, кто будет помнить его, благополучие и достаток.

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Святой Димитрий родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. Оставив свое наследство брату, он принял постриг в одной из обителей, а потом удалился в болотистые места у Плещеева озера, где основал Никольский монастырь. Во время посещения Переславля Сергий Радонежский сам пришел к Димитрию, слава о котором распространилась по Руси. Встреча переросла в глубокую дружбу, и тяготившийся известностью Димитрий, по совету Сергия, ушел искать для подвига более глухие места. В Вологодском крае он основал первый на Русском Севере общежительный монастырь — Спасо-Прилуцкий. Святого почитал князь Димитрий Донской и просил его стать восприемником одного из своих сыновей. По преданию, победу в Куликовской битве князь равно приписывал молитвам преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого.

Священное Писание

3 Ин., 76 зач., I, 1-15

1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 7ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, 14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; 31и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Глава 22

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

По милости Божией ни светской власти, ни внутренним предателям не удалось заставить Церковь отказаться от иконопочитания. Не только потому, что с иконопочитанием связываются обычаи благочестивой христианской жизни, но и потому, что иконопочитание есть выражение нашей веры в то, что Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек, а значит, изображение Его лика вполне правомерно. Он не только Спаситель мира — Он историческое лицо, через Которого совершено спасение людей; и эта догматическая истина ярко представлена в традиции иконопочитания.

О Сырной седмице

Последняя подготовительная к Великому посту седмица — сырная (в просторечии её называют масляной, или Масленицей), так как на этой неделе из скоромного устав дозволяет лишь молочную (сырную) пищу и рыбу. По сути, с понедельника Сырной седмицы уже начинается пост — это «предпразднство воздержания»: устав не разрешает вкушение мяса, а в среду и пятницу на Сырной седмице дозволено вкушение пищи только один раз в день — вечером. Таким образом, Сырная седмица является подготовкой к посту, изменением порядка жизни в сторону большего воздержания. Пост проявляется и в главной составляющей церковной жизни — совершении Божественной литургии: на Сырной седмице по средам и пятницам литургия не совершается, за исключением случая, когда на эти дни приходится праздник Сретения.

Синаксарь субботы Сырной седмицы («Память преподобных отцев, в подвиге просиявших») не только поясняет цель совершения памяти преподобных в канун Великого поста, но и приводит историю появления в церковном календаре самой Сырной седмицы: «О сырной же некоторые говорят, что её установил император Ираклий, а раньше она была мясоястной, ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую [седмицу], по уставу среднюю между мясоедом и постом, что и исполнил».

Богослужебный устав Сырной седмицы отличен от других недель церковного года: здесь в единственный раз Триодь, Минея и Октоих соединяются в полном объёме; можно сказать, что эти три богослужебные книги здесь равноправны (Великим постом, то есть в период пения Триоди, она будет главенствовать). Среда и пятница Сырной седмицы совершаются по великопостному чину, но с уставной пометкой, что тексты читаются быстро («поскору»), то есть службы не отличаются великопостной размеренностью и продолжительностью.

Молитвословия

Тропарь священномученика Власия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Власия

глас 2

Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 4

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила

глас 8

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 1

Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого

глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского

глас 8

От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Теги:
Святитель Власий Севастийский
преподобный Димитрий Прилуцкий
православный календарь

Все публикации