Церковный календарь

23 февраля. Память священномученика Харалампия, епископа Магнезийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 февраля. Память священномученика Харалампия, епископа Магнезийского

Неделя мясопустная. О страшном суде. Заговенье на мясо
Поста нет. 10 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Харалампия и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202).

Благоверной княгини Анны Новгородской (XI). Преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Праведной Галины (III). Мучениц дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).

Священномученика Константина Верецкого пресвитера (1918); священномучеников Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930).

Иконы Божией Матери «Огневидная».

Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский

Святой Харалампий проповедовал Евангелие в Греции в период гонений. Его подвергли страшным истязаниям, но он, по благодати Божией, показал чудесную силу и духа, и тела. Когда с него содрали всю кожу с головы до ног железными крючьями, святой говорил мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!» Несколько свидетелей его стойкости, в том числе воины, сами исповедали Христа и были убиты. У главного мучителя отнялись руки, и он стал просить прощения. Когда об этом узнал император, он приказал привести святого, и епископа волочили по дороге, привязав веревку к бороде. Правитель Рима велел палить святого огнем, но тот остался невредим. Тогда решено было его обезглавить. Харалампий скончался до казни, и его тело было похоронено Галиной, дочерью императора, пораженной духом святого и уверовавшей во Христа.

Преподобный Прохор Печерский

Преподобный Прохор Печерский был родом из Смоленска и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вместо хлеба он употреблял в пищу лебеду, за что получил прозвище «лебедника ». Когда на Руси наступил голод, преподобный стал ещё усерднее собирать лебеду и готовить из неё свой хлеб, который раздавал нуждающимся, и вкус этого хлеба был лучше пшеничного. Через некоторое время в Киеве не стало соли. Тогда Прохор, собрав золу из всех келлий, стал раздавать её нуждающимся, и по его молитвам зола становилась чистой солью. По проискам продавцов соли, которые рассчитывали на наживу, князь Святополк отобрал у Прохора его «запасы». Но на княжеском дворе вместо соли обнаружили обыкновенную золу и через три дня её выбросили. Святой благословил людей брать выброшенную золу, которая по его молитвам опять стала солью.

Преподобный Лонгин Коряжемский

Преподобный Лонгин подвизался в обители Павла Обнорского до преклонного возраста и приобрел большой духовный опыт. Вместе со своим духовным другом иноком Симоном святой Лонгин решил всецело посвятить себя Богу и удалился из многолюдной обители в глухие леса. У речки Коряженки подвижники построили келию и часовню. Когда к ним собралась братия, они воздвигли храм во имя святителя Николая и основали Коряжемскую обитель, где преподобный Лонгин стал игуменом. Умирая, смиренный старец заповедал своим ученикам похоронить его у подножия церковной лестницы, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его прах ногами. В 1557 году были обретены мощи святого, которые прославились нетлением и чудесами.

Священное Писание

1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Мф., 106 зач., XXV, 31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 1-9

Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся»? И кто другие «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины»? Первые те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять перед Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай. Вторые это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают, — что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они за удовлетворением пытливости своей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы отмечаем особый день — воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая евангельское повествование (Мф. 25, 31–46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас. <…> Каждый предстанет пред Богом, каждый даст ответ за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. И память о великом, страшном и справедливом Божественном Суде должна помогать каждому из нас корректировать свою жизненную траекторию, уклоняться от зла, творить благо, чураться всякой неправды, стремиться жить по Божественному закону, памятуя о том, что ни одно деяние, как доброе, так и злое, не будет сокрыто от Господа. За все, что мы говорим, делаем и даже думаем, на Божием Страшном Суде дадим Ему, нелицеприятному Судие, окончательный ответ.

Неделя о Страшном Суде

В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: «человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, мне будет легко всё исправить». Определили же здесь (вспоминать) этот страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздаёт каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душе подобает прийти и Судии, некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, то к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю ради страха Судного Дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним.

Неделя мясопустная — заговение на мясо

В Неделю мясопустная, так как в этот день происходит заговенье на мясо. На Литургии в Неделю мясопустную читается Первое послание к Коринфянам (1 Кор. 8:8–9:2): «Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся…», то есть: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Это апостольское чтение говорит не о посте — иначе возникло бы недоумение, зачем поститься, и святитель Феофан Затворник прямо предупреждает от такого вывода, говоря, что «неосновательно прилагать слово апостола к постам!» (Толкование на 1 Кор. 8:8). Это пища сама по себе не является ни добром, ни злом — но подвигом может быть отказ от пищи, если это совершается по любви к брату или послушанию Церкви. Апостол далее говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8:13). В стихирах «на хвалитех» Недели мясопустной пост назван «царицей добродетели», которая приблизилась, чтобы подать верным «множество благ»: успокоить «страстей смятение» и согрешивших «примирить с Владыкой».

Молитвословия

Тропарь священномученика Харалампия

глас 4

Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.

Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского

глас 1

От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Лонгина Коряжемского

глас 8

По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.

Теги:
Священномученик Харалампий
православный календарь

Все публикации