Церковный календарь

21 февраля. Память великомученика Феодора Стратилата

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 февраля. Память великомученика Феодора Стратилата

Неделя о мытаре и фарисее.
Поста нет. 8 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Сретения Господня. Великомученика Феодора Стратилата (319). Пророка Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).

Святителя Саввы II, архиепископа Сербского (1271).

Священномученика Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); священномученика Александра Абиссова пресвитера (1942).

Неделя о мытаре и фарисее

В первое из четырех воскресений подготовки к Великому Посту на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9–14) – притча Христова о мытаре и фарисее. В ней рассказывается о пришедших в Иерусалимский храм правоверном фарисее и отверженном еврейским обществом мытаре, сборщике дани для римского императора, под властью которого находилась Иудея. Фарисей, презрительно поглядывая на мытаря, горделиво выставлял себя перед Богом, перечисляя свои достоинства. Мытарь же не смел в храме и головы поднять, а только бил себя в грудь и приносил искреннее сердечное покаяние, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному». И Христос сказал, что молитва мытаря более угодна Богу и он вышел из храма более оправданным, чем довольный своей праведной жизнью фарисей. Ныне с молитвы мытаря начинает свое утреннее правило всякий воцерковленный человек.

Великомученик Феодор Стратилат

Великомученик Феодор был храбрым воином. Назначенный военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, он сочетал службу с проповедью среди своих солдат-язычников. Пример христианской жизни был главным его аргументом. Когда император Ликиний начал гонения на христиан, святой пообещал ему принести жертву идолам, но, когда по разрешению правителя собрал дома все золотые изваяния, то разбил их и раздал золото нищим. За это Феодор был подвергнут страшным пыткам и распят. Но Господь исцелил его раны и свел с креста. Народ, видя чудо, едва не восстал, но святой остановил его словами: «Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Он предал себя в руки правителя и был обезглавлен. Многие исцелялись, прикасаясь к святому, когда он шел на казнь.

Пророк Захария Серповидец

Пророк Захария Серповидец — один из 12 малых пророков. Своим прозванием Серповидец Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (Зах. 5, 1–2). В его книге содержатся подробности о пришествии Мессии (6, 12), о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (Зах. 9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (Зах. 11, 12, 13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10) и др.

Священное Писание

2 Тим., 296 зач., III, 10-15

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Лк., 89 зач., XVIII, 10-14

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 10-15; Лк. 18, 10-14

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. - Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Осуждая других, мы, порой сами того даже не подозревая и не отдавая себе в том отчета, превозносим тем самым самих себя. Ведь модель осуждения нами другого человека и доныне такова, какой она была явлена нам в притче Спасителя о мытаре и фарисее: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Логика осуждения в явной или скрытой форме всегда подразумевает самовосхваление и самоутверждение за счет поставления себя выше того человека, которого осуждают. И нет никакой разницы между книжниками и фарисеями, готовыми побить камнями блудницу, и нами, которые побивают ближних своими словами.

Порфирий Кавсокаливит о житейских переживаниях

Старец Порфирий нередко говорил своим духовным чадам о пользе будничных испытаний: «Ты должен знать, что ничего случайного не бывает. Все имеет какую-то цель. Без причины ничего не происходит. Без воли Божией не упадет ни одна иголка с сосны. Поэтому ты не должен волноваться из-за того, что с тобой происходит. Так мы достигаем святости. Да… Ты расстраиваешься из-за своих домашних и страдаешь иной раз из-за своей жены, иной раз из-за своих детей. Но в результате этого ты растешь духовно. Если бы ты был один, то у тебя не было бы и никакого преуспеяния. Бог дал эту жену и детей именно тебе. Ты меня спросишь: что же хорошего в том, что мы терпим от самых любимых людей? Но этого хочет Бог… И быть чрезмерно чувствительным — это плохо. Своими переживаниями ты провоцируешь у себя развитие различных телесных заболеваний. А ты не знаешь, что все душевные заболевания — это демоны?» Так старец убеждал переносить будничные тяготы в спокойном терпении, а не в переживаниях.

Молитвословия

Тропарь святителя Саввы II, архиепископа Сербского

глас 4

Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Саввы II, архиепископа Сербского

глас 8

Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.

Кондак великомученика Феодора

глас 2

Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Теги:
Великомученик Феодор Стратилат
Пророк Захария Серповидец
православный календарь

Все публикации