Церковный календарь

19 февраля. Память святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 февраля. Память святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

Седмица мясопустная
День постный. 6 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100).

Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (288–300). Мученика Иулиана (312). Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305–311). Мученицы Марфы, Марии и брата их преподобномучеников Ликариона отрока.

Священномученика Димитрия Рождественского пресвитера и мученика Анатолия Рождественского (1921); священномученика Василия Надеждина пресвитера (1930); священномученика Александра Телемакова пресвитера (1938).

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

В юности будущий святитель Фотий получил блестящее образование и, находясь в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Он обучал наукам наследника цареградского престола Михаила и будущего просветителя славян равноапостольного Кирилла. Вместе с тем, он всей душой стремился к иночеству. Главные исторические заслуги Фотия в пору его Патриаршества — это обращение в христианство болгарского народа, благословение равноапостольных Кирилла и Мефодия нести Благую Весть на языках славян и успешное противостояние римскому папству, имевшему большое влияние на Востоке. Святитель обличал императора Василия, убившего Михаила и занявшего трон, за что был брошен в темницу. Позже он пострадал от ложных доносов и при преемнике Василия, окончив свои дни в изгнании.

Мученики Дорофея и Феофил

Святые мученики Дорофея и Феофил пострадали в Кесарии Каппадокийской в конце III века. Когда христианку Дорофею по приказу игемона вели на казнь, его советник учёный Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего ». Мученица обещала исполнить его просьбу. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал в чистом платке три яблока и три красных розы. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. В то время была зима, февраль, вся Каппадокия была покрыта снегом и льдом. Поэтому, получив благодатные дары, Феофил был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, он был усечён мечом.

Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громко: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нём никакой неправды ». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошёл с ума, или смеёшься». Феофил отвечал им: «Я не сошёл с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты внезапно переменился? » Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил сказал: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь благовонием их, они говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Так Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Игемон подверг Феофила увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел кровью свою веру во Христа.

Священное Писание

1 Ин., 73 зач., III, 21 — IV, 6

21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

Глава 4.

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Мк., 65 зач., XIV, 43 — XV, 1

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что́ Ты ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?

61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Глава 15.

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Ин. 3, 21-4, 6

Нужна помощь — проси. Просил, говоришь, не дана. Но как же другим дается? У Господа нет лицеприятия, чтобы одному дать, а другому не дать, без всякой причины. Он всем готов дать, будучи любоподателен. Если иному не даст, причина не в Нем, а в просящем помощи. Между этими причинами могут быть и такие, которых мы и угадать не можем. Но есть причины ведомые, всякому самому видные. Одну из таких — и не главнейшую ли? — указывает Св. Иоанн в отсутствии дерзновения, а отсутствие дерзновения производит из осуждения сердца или совести. «Возлюбленные», говорит, «если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним». К этим словам нечего прибавлять. Все ясно само собою. Какой господин станет помогать неверному слуге, моту и развратнику? А Господь будто поблажать будет нам, когда мы не хотим угождать Ему и заповеди Его творить, когда, может быть, тут то и за молитву беремся, когда приспела крайняя нужда?!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой. Опаснее же всего праздность для духовной жизни человека. О какой борьбе с пороками, со страстями может идти речь, если человек пуст, если он пребывает в праздности, если праздность становится его нормальным состоянием? Ни о какой духовной борьбе и даже о духовной жизни и речи быть не может. И вот что удивительно: спроси у праздного человека, как он живет, и он наверняка не скажет о себе ничего плохого, потому что он не видит в праздности никакого греха, никакого порока и вообще ничего для себя опасного. Но преподобный Ефрем Сирин очень ясно говорит нам об этой опасности. Верующий человек не может предаваться праздности. Она противоположна христианским убеждениям и христианскому образу жизни. Если мы хотим жить по Евангелию, то мы не можем пребывать в праздности. Если есть свободное время, его нужно применить с пользой для себя и для ближних, ведь свободное время — это дар Божий, который нужно наполнять полезным содержанием.

«Вознесуся!»

Смешные истории из жизни священников и мирян

Был такой случай. Новорукоположенный диакон готовился к первому в жизни всенощному бдению. Судорожно, трясущимися руками, листал новенький служебник. Наступает волнующий момент начала богослужения, диакон принимает из рук пономаря дьяконскую свечу, просит предстоятеля благословить кадило, совершает каждение алтаря и находящихся в нем. Затем ватными ногами выходит на амвон и... о, ужас, вместо положенного «Востаните!» во всё горло почти кричит: «Вознесуся!» Немая сцена. И вдруг невозмутимый предстоятель спокойно так говорит: «Только свечу оставь». Служба началась минут через пятнадцать, когда клирики и певчие пришли в себя от смеха.

Молитвословия

Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Теги:
преподобный Вукол Смирнский
православный календарь

Все публикации