19 февраля. Память преподобного Вукола Смирнского

3598
Фото

Седмица 38-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100).

Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (288—300). Мученика Иулиана (312). Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305—311). Мученицы Марфы, Марии и брата их преподобномучеников Ликариона отрока.

Священномученика Димитрия Рождественского пресвитера и мученика Анатолия Рождественского (1921); священномученика Василия Надеждина пресвитера (1930); священномученика Александра Телемакова пресвитера (1938).

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

В юности будущий святитель Фотий получил блестящее образование и, находясь в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Он обучал наукам наследника цареградского престола Михаила и будущего просветителя славян равноапостольного Кирилла. Вместе с тем, он всей душой стремился к иночеству. Главные исторические заслуги Фотия в пору его Патриаршества — это обращение в христианство болгарского народа, благословение равноапостольных Кирилла и Мефодия нести Благую Весть на языках славян и успешное противостояние римскому папству, имевшему большое влияние на Востоке. Святитель обличал императора Василия, убившего Михаила и занявшего трон, за что был брошен в темницу. Позже он пострадал от ложных доносов и при преемнике Василия, окончив свои дни в изгнании.

Преподобный Варсонофий Великий

Преподобный Варсонофий подвизался в царствование императора Юстиниана I в монастыре аввы Серида в Палестине. Сначала он жил в келлии монастыря, а затем удалился в затвор, где «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова». Он строго подвизался, никого не принимая, кроме аввы Серида.

Игумен раз в неделю приносил ему три небольших хлебца, немного воды, причащал, прочитывал вопросы посетителей и записывал ответы. Одному старцу из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому». Когда Патриарх Иерусалимский Евстохий услышал о подвижнике, он решил тайно проникнуть в келлию преподобного. Но тех, кто пытался сделать подкоп в пещеру, опалило вырвавшимся пламенем. Когда многие усомнились в самом существовании преподобного, он принял несколько монахов и умыл им ноги. После смерти аввы Серида по просьбе нового игумена Елиана преподобный прожил ещё две недели, чтобы научить отца Елиана уставу и управлению монастырём.

Мученики Дорофея и Феофил

Святые мученики Дорофея и Феофил пострадали в Кесарии Каппадокийской в конце III века. Когда христианку Дорофею по приказу игемона вели на казнь, его советник учёный Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего ». Мученица обещала исполнить его просьбу. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал в чистом платке три яблока и три красных розы. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. В то время была зима, февраль, вся Каппадокия была покрыта снегом и льдом. Поэтому, получив благодатные дары, Феофил был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, он был усечён мечом.

Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громко: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нём никакой неправды ». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошёл с ума, или смеёшься». Феофил отвечал им: «Я не сошёл с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты внезапно переменился? » Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил сказал: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь благовонием их, они говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Так Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Игемон подверг Феофила увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел кровью свою веру во Христа.

Евангелие дня

К своим оппонентам — фарисеям и учителям закона — Христос относился сурово. И даже произнёс однажды в их адрес такие слова: «Ваш отец — дьявол». Такой укор был адресован не столько самим законникам, сколько их поведению. Об этом и рассказывает нам отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня утром во время богослужения.

Глава 12.

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Почему же Христос называет фарисеев и прочих учителей древнего Израиля детьми сатаны? Потому что вели они себя лукаво, искушали Спасителя, превратно толковали Его слова и поступки. Вели себя, совсем как сатана, явившийся Христу в пустыне в самом начале служения. Злой дух предложил Спасителю три искушения. Последнее касалось власти над всем миром. Дьявол предлагает Христу поклониться ему и через это получить в управление всю вселенную.

Христос отверг все искушения сатаны. Но дьявол не только хитёр, но и упрям. А потому он стал искать иные способы, как погубить Спасителя. Злой дух стал действовать через подвластных ему людей — тех, кто добровольно открыл сердце для тьмы, тех, кто ради власти продал сатане душу. Таковыми оказались законники Израильские, заставившие свою совесть молчать. Искушения, таким образом, продолжились. Как мы только что слышали, религиозные вожди Иерусалима адресуют Спасителю крайне непростой и даже опасный вопрос. Можно ли платить налоги в казну Римской империи?

Вопрос выходил за пределы обыденной сферы и заключался в выяснении, на чьей стороне Христос — на стороне еврейских патриотов или же на стороне римских оккупантов? С точки зрения фарисеев, Сын Божий оказался в логической ловушке. Если бы Он сказал, что налоги платить нельзя, то Его тут же бы сдали римским солдатам, обвинив в подстрекательстве к революции. Если бы Христос разрешил платить подати, Его бы тут же объявили предателем, причислили к тем, кто поддерживает ненавистных язычников-захватчиков.

Но суетная хитрость людей — ничто перед мудростью Божией. Спаситель просит показать Ему монеты, которыми пользовались все евреи (и революционно, и миролюбиво настроенные). На монетах был изображен император, то есть кесарь или цезарь. Христос, говоря «отдавайте кесарю кесарево», констатирует, что эти деньги — собственность империи. И то, что все иудеи Его времени этими монетами пользуются, означает, что они уже смирились перед фактическим положением дел.

Впрочем, слова Спасителя тоже не сводятся к политике или экономике. Они адресуют нас к чрезвычайно важному умению — способности рассуждать и правильно определять принципы жизни. Что же такое «кесарево»? И что такое «Божие»? Наш мир искажён пороками, потому достичь на земле полной гармонии просто невозможно. Всё, что нам дано осуществить здесь, — установить относительную справедливость и порядок. Охранять хрупкий баланс в обществе призвано государство. Но при всей своей важности оно не может занять место Бога.

Государство имеет право устанавливать законы. Это и есть «кесарево» — временное и условное могущество, которое упразднится в жизни будущего века. Но земная власть (какой бы могущественной она ни была) не имеет права претендовать на Божие — заповеди, веру, совесть. Эти категории ей не подвластны.

Потому из слов Христа мы можем сделать следующий вывод. Нет ничего неправильного в том, чтобы отдать кесарю кесарево. То есть исполнять свой гражданский долг — платить налоги, служить в армии, работать на государственных или общественных должностях. Но если государство потребует от нас Божие, эту нашу святыню мы призваны беречь до конца. Как сберегали её христианские мученики древности, как трепетно сберегали её новомученики и исповедники перед лицом безбожной власти советской эпохи. Будем же просить у Христа Его мудрости, чтобы не ошибаться и не сомневаться, чётко различать — где кесарево, а где Божие.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой. Опаснее же всего праздность для духовной жизни человека. О какой борьбе с пороками, со страстями может идти речь, если человек пуст, если он пребывает в праздности, если праздность становится его нормальным состоянием? Ни о какой духовной борьбе и даже о духовной жизни и речи быть не может. И вот что удивительно: спроси у праздного человека, как он живет, и он наверняка не скажет о себе ничего плохого, потому что он не видит в праздности никакого греха, никакого порока и вообще ничего для себя опасного. Но преподобный Ефрем Сирин очень ясно говорит нам об этой опасности. Верующий человек не может предаваться праздности. Она противоположна христианским убеждениям и христианскому образу жизни. Если мы хотим жить по Евангелию, то мы не можем пребывать в праздности. Если есть свободное время, его нужно применить с пользой для себя и для ближних, ведь свободное время — это дар Божий, который нужно наполнять полезным содержанием.

«Вознесуся!»

Смешные истории из жизни священников и мирян

Был такой случай. Новорукоположенный диакон готовился к первому в жизни всенощному бдению. Судорожно, трясущимися руками, листал новенький служебник. Наступает волнующий момент начала богослужения, диакон принимает из рук пономаря дьяконскую свечу, просит предстоятеля благословить кадило, совершает каждение алтаря и находящихся в нем. Затем ватными ногами выходит на амвон и... о, ужас, вместо положенного «Востаните!» во всё горло почти кричит: «Вознесуся!» Немая сцена. И вдруг невозмутимый предстоятель спокойно так говорит: «Только свечу оставь». Служба началась минут через пятнадцать, когда клирики и певчие пришли в себя от смеха.

Страшный Суд

Страшный Суд не позволит злу торжествовать вечно. Он будет состоять в разделении грешников и праведников, это знают практически все. Многие считают достойными ада лишь страшных преступников. Но правильно исходить из того, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество, и лишь осознавшие своё несовершенство и желающие воспринять спасение получат его. В принципе, все мы на борту тонущего Титаника, но большинство продолжает жить так, будто впереди нет смерти и Суда. Можно сказать, что существуют духовная эволюция и духовный естественный отбор — обретают высшую блаженную жизнь только те, кто научился любить Бога и ближнего (Мф.22:37-40).

Предметом суда будут: дела, слова и сердечные намерения. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху» говорит, что Господь и «намерения целует» (то есть приветствует), а не только дела человека.

Суд будет справедливым, т.е. будет учитывать силы и дарования каждого, а также внешние условия его жизни. Поэтому не будем унывать, сравнивая себя с великими подвижниками, каждого Бог спросит за его жизнь: «Он не спросит, почему ты не был Иоанном, Он спросит, был ли ты Иваном». Лампочки в 2 ватта и 200 ватт дают свет разной мощности, но обе светят на полную силу. Так и для нас важно светить на полную силу именно своих возможностей.

Молитвословия

Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года