Церковный календарь

17 февраля. Память преподобного Исидора Пелусиотского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 февраля. Память преподобного Исидора Пелусиотского

Седмица мясопустная
Поста нет. 4 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436–440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобнеого Кирилла Новоезерского (1532).

Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мученика Иадора (III). Священномученика Аврамия, епископа Арвильского (ок. 344–347). Преподобного Николая исповедника, игумена Студийского (868).

Священномученика Мефодия, епископа Петропавловского (1921); священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева, Алексия Шарова, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алексия Лебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова пресвитеров, преподобномучеников Серафима Вавилова, Феодосия Бобкова, преподобномученниц Рафаилы Вишняковой, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Ильинского, Феодора Пальшкова и Димитрия Казамацкого (1938).

Преподобный Исидор Пелусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии. Одарённый блестящими способностями, он получил прекрасное образование, но отказался от светской карьеры и принял постриг в монастыре на Пелусиотской горе. По просьбе братии обители преподобного избрали настоятелем, и он принял священный сан.Услышав о служении Иоанна Златоуста, святой отлучился из монастыря и пришёл в Константинополь, чтобы послушать проповеди великого святителя. На письменное наследие преподобного Исидора проповеди Златоуста оказали заметное влияние. Когда святителя за обличение императрицы Евдоксии незаконно низложили с кафедры и отправили в ссылку, преподобный Исидор встал на его защиту. Он не раз в письмах увещал императора Аркадия и архиепископа Феофила прекратить гонение на святителя Иоанна, но безуспешно.

Священное Писание

1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши.

20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.

21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины.

22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

26 Это я написал вам об обольщающих вас.

27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то́, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

Глава 3

1 Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.

6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

10 Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: || всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Мк., 49 зач., XI, 1-11

1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6 Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.

7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Ин. 2, 18-3, 10

Вчера притча о блудном приглашала нас возвратиться от беспутства на добрый путь. Ныне Св. Апостол Иоанн воодушевляет нас к тому, удостоверяя, что если сделаем это, то, когда явится Господь, будем подобны Ему. Что может сравниться с таким достоинством?! Предполагаю, что слыша это, ты порываешься желанием и себе достигнуть его. Доброе и больше всего благопотребное дело! Не отлагай же взяться и за то, через что это достигается. Читай далее: «всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист». Есть ли что у тебя подлежащее очищению? Конечно, найдется не малое нечто. Спеши же: ибо туда, где Господь, ничто не войдет нечистое. Но и не ужасайся трудности дела. Сам же Господь и помощник тебе будет во всем. Возжелай только всеусердно и к Господу обратись за благопотребною помощью. К твоим усилиям притечет Его благодатная сила, и дело пойдет легко и успешно. Как нет греха, побеждающего милосердие Божие, так нет никакой нечистоты нравственной, которая бы устояла против съедающей ее благодатной силы. Будь только с твоей стороны нехотение этой нечистоты, посильное усилие к отторжению ее, и прибегание с верою к Господу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни — чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

Иосиф Ватопедский о внимании к совести

Важнейшее условие духовного преуспеяния человека есть внимание к своей совести. Совесть — это естественный закон, это единственное, что осталось в человеке неповрежденным после падения и теперь помогает нам, чтобы мы отличали хорошее от плохого и таким образом могли исполнить свое предназначение. Это единственный безошибочный критерий правильности наших дел и мыслей. Совесть нельзя подкупить или заставить замолчать, можно лишь попрать ее и пренебречь ею. В одном месте Евангелия Господь называет ее солью: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:50). В другой раз — соперником: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25). Если человек внимателен к своей совести и не попирает ее, то она ему указывает на обязанности и помогает избежать ошибок. И когда он не согрешает делами, то пребывает с ним Божественный страх, благодать же укрепляет его в соблюдении Божественных заповедей, и он возрастает духовно «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Молитвословия

Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского

Глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.

Кондак преподобного Исидора Пелусиотского

глас 4

Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.

 

Теги:
Преподобный Исидор Пелусиотский
православный календарь

Все публикации