Церковный календарь

14 февраля. Память мученика Трифона Апамейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 февраля. Память мученика Трифона Апамейского

Седмица о Мытаре и Фарисее. Сплошная
Поста нет. 1 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Сретения Господня. Мученика Трифона (250).

Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (202–203). Преподобного Петра Галатийского (429). Преподобного Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512).

Священномученика Николая Мезенцева пресвитера (1938).

Мученик Трифон Апамейский

Мученик Трифон жил в Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу исцеления. Помогая страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Во время правления императора Декия, гонителя христиан, святой Трифон отказался поклониться идолам. Его подвергли тяжким мучениям и усекли мечом. Перед казнью святой мученик испросил у Господа особую благодать для тех, кто будет призывать его имя на помощь. 

Существует предание, что сокольничий Иоанна Грозного Трифон Патрикеев во время охоты упустил любимого царского сокола. Разгневанный государь сказал ему, что если за три дня тот не найдёт улетевшую птицу, то будет казнён. Сокольник объехал все окрестные леса, но безуспешно. На третий день поисков, остановившись в Лазаревом урочище в селе Напрудном, он стал усердно молиться своему небесному покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне ему явился мученик Трифон на белом коне, с соколом в руке и сказал: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чём не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел рядом на сосне сокола. Он тут же отвёз его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. В благодарность святому Трифон Патрикеев построил на месте его чудесного явления часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Мученица Перпетуя, мученики Сатир (Сатур), Ревокат, Саторнил (Сатурнил), Секунд и мученица Фелицитата

Мученица Перпетуя жила в городе Карфагене (в Северной Африке). Она происходила из рода патрициев. Уверовав во Христа, тайно от своего отца она приняла святое крещение. В возрасте 22 лет Перпетуя овдовела, имея на руках грудного ребенка. Ее брат Сатир, служанка Фелицитата и юноши Ревокат (слуга), Саторнил и Секунд (знатного происхождения) готовились принять крещение. Все они вместе с Перпетуей были взяты языческими судьями и заключены в темницу. Отец Перпетуи старался поколебать твердость ее веры, возбуждая в мученице любовь к ее грудному младенцу; но любовь ко Христу была в Перпетуе выше всех земных привязанностей. После многих страданий в темнице мучеников осудили на смерть. Перед казнью Перпетуя имела от Бога видение, укрепившее ее душевные силы. Святой Секунд скончался в темнице, а остальные мучени-ки были отданы на растерзание зверям. Однако звери не коснулись осужденных. Тогда все осужденные были усечены мечом. Это произошло около 203 г.

Священномученик Николай Мезенцев пресвитер

Протоиерей Николай Мезенцев родился в 1863 году в селе Красная Слободка Орловской губернии в семье псаломщика. Рано осиротел, получил духовное образование за казенный счет. Был духовником Таврической семинарии, служил в Симферополе в больничном храме. В марте 1922 года шла большевистская кампания по изъятию церковных ценностей, и в Симферополе начался суд над теми, кто ей препятствовал. Среди обвиняемых был и отец Николай. Его приговорили к 3 годам тюрьмы, но освободили досрочно. В 1933 и 1937 годах арестовывался по обвинению в сокрытии церковных ценностей, а также в том, что его сын был белым офицером и он помогал ему скрываться, в том, что «возбуждал население против советской власти». Батюшка виновным себя в контрреволюционной деятельности не признал. Приговором стал расстрел.

Священное Писание

1 Ин., 70 зач., II, 7-17

7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15 Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Мк., 63 зач., XIV, 3-9

3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

8 Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Ин. 2, 7-17

«Мир проходит и похоть его». Кто этого не видит? Все течет вокруг нас, — вещи, лица, события; и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вскусим сладости от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая; гонимся за другою, — и с тою то же; гонимся за третьею, — опять то же. И ничто не стоит, все приходит и отходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, говорит тут же Апостол: «исполняющий волю Божию пребывает во век». Мир, столь текучий, как стоит? — Хочет Бог, и он стоит. Воля Божия есть неколебимая и несокрушимая его основа. Так и из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим. Но коль скоро кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания начинают улегаться. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него, и внутри, и вне, приходит в покойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот мир глубокий, и безмятежие невозмутимое, перейдет и в другую жизнь, и там пребудет во веки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас, не текучего и постоянного в нас! — Хождение в воле Божией.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сретение — это встреча, и мы знаем, о какой встрече идет речь. Богомладенца, Господа и Спасителя, принесли в Иерусалимский храм, где с Ним встретились праведный Симеон и пророчица Анна, а с ними и другие люди. Об этой встрече повествуется в святом Евангелии, стало быть, она несомненно имела очень большое значение для того, чтобы многие уверовали во Христа. Вот так и в нашей жизни: встречи — это очень важные события. Они могут привести нас в соприкосновение с добром и со злом, они могут открыть для нас новые горизонты, а могут разрушить то, что мы имели. Встреча — это всегда вызов и некая опасность, с одной стороны, и новые возможности, новые перспективы — с другой. И как важно, чтобы встречи, которые у каждого из нас в жизни происходят и последствия которых бывают очень существенны, никогда не сбивали нас с правильного пути, который ведет к Богу, чтобы встречи не были искушением, а открывали новые возможности и давали силы к достойному прохождению жизненного пути.

О старце Симеоне Богоприимце

Центральное событие праздника Сретения — встреча Симеона Богоприимца с Богомладенцем в Иерусалимском храме (Лк. 2:22–39). По Евангелию, Симеон «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём». Ему было обещано, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» (Лк. 2:25–26). Предание поясняет, что Симеон получил это предсказание и дар долгожительства во время работы над переводом пророка Исаии (он был одним из 72 толковников, в III веке до Рождества Христова переводивших Ветхий Завет на греческий — «Септуагинта», или «Перевод 72-х»). Симеон смутился словами, что Дева родит Сына (Ис. 7:14), и Господь открыл ему, что он доживёт до исполнения этого пророчества. Когда Пресвятая Дева принесла Младенца Христа на 40-й день в храм, 350-летний Симеон встретил Её.

Молитвословия

Тропарь мученика Трифона

глас 4

Мученик Твой, Господи, Трифон,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Трифона

глас 8

Тройческою твердостию/ многобожие разрушил еси от конец, всеславне,/ честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе,/ венец приял еси мученичества твоего/ и дарования Божественных исцелений,// яко непобедим.

Тропарь предпразднства Сретения Господня

глас 1

Небесный лик Небесных Ангел,/ приник на землю, пришедше зрит яко Младенца,/ носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя,/ предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Кондак предпразднства Сретения Господня

глас 6

Со Отцем Слово Сый невидимо,/ ныне убо видим есть плотию:/ неизреченно от Девы родися/ и на руку старчу дается святителю./ Поклонимся Тому/ истинному Богу нашему.

Теги:
мученик Трифон
православный календарь

Все публикации