Церковный календарь

10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 февраля. Память преподобного Ефрема Сирина

Седмица о Мытаре и Фарисее. Сплошная
Поста нет. 28 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Ефрема Сирина (373–379). Преподобного Феодосия Тотемского (1568).

Преподобного Ефрема Новоторжского (1053). Преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского (ок. 1098). Преподобного Палладия пустынника (IV). Преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского (VII).

Святого Феодора Богоявленского исповедника, пресвитера (1933); священномучеников Игнатия, епископа Скопинского, Владимира Пищулина пресвитера и преподобномученика Варфоломея Ратных, мученицы Ольги Евдокимовой (1938); преподобного Леонтия Стасевича исповедника (1972).

Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.

В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

Преподобный Ефрем Сирин

В юности преподобный Ефрем Сирин обладал раздражительным характером, часто ссорился. Но однажды он был несправедливо обвинен в краже овец и посажен в темницу. В узах Ефрем услышал во сне голос, призывавший к покаянию, и вскоре был оправдан. Тогда-то в нем и пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, а затем — учеником святого епископа Иакова, известного аскета. Ефрем оставил немало трудов, а главное его наследие — покаянная молитва, читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного!»

Священное Писание

2 Пет., 66 зач., I, 20 — II, 9

20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

Глава 2.

1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.

3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) — 9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

Мк., 59 зач., XIII, 9-13

9 Но вы смотри́те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Пет. 1, 20-2, 9; Мк. 13, 9-13

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний Апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, здесь еще явленные над непокоряющимися воле Его. «Ангелов», говорит, «согрешивших не пощадил». Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподний. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел на них потоп и всех погубил, исключая восьми душ, семейства Ноева. Не посмотрел, что много их. Над тобою ли одним станет Он раздумывать — погубить тебя или нет, когда не станешь слушать гласа Его?! — Долго спускал Господь Содому и Гоморре. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечествующих. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собою, особенно в ночной тишине и темноте, и возгревая тем страх Божий, страшись греха, как бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечнующаго.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня никто не может сказать, что Отечество наше — это духовно выжженная пустыня, не имеющая никаких признаков религиозной жизни… Сегодня возвращается Святая Русь. Может быть, мы еще не можем говорить об этом в превосходной степени, как хотелось бы, но духовное возрождение нашего народа совершенно очевидно. И объяснить это только нашими с вами трудами, убедительностью наших слов невозможно. Вообще трудно убедить сегодня людей, имеющих рациональный взгляд на почти все, что их окружает. Поэтому возрождение веры есть несомненное явление силы благодати Божией по молитвам новомучеников и исповедников Церкви нашей.

О каждении в храме

Каждение — неотъемлемая часть церковного богослужения. В новозаветное богослужение практика каждений перешла из Ветхого Завета. Согласно повелению Божию, в ветхозаветной скинии каждение должно было совершаться утром и вечером (Исх. 30:7–8). Во время совершения Моисеем каждения золотого жертвенника «облако покрыло скинию и слава Божия наполнила её» (Исх. 40:27, 34). Первый смысл каждения — это знак освящающей всех благодати Божией. Второй: каждение перед иконами — это воздание особой чести святым, изображённым на них. Поскольку же каждение икон совершается одновременно с каждением народа, то этим «выражается единство Церкви небесной и земной» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Откровение апостола Иоанна Богослова даёт нам образ небесного богослужения, во время которого Ангел каждением доносит молитвы святых до Престола Божия: «И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред Престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3–4). В свете этого видения каждение понимается как зримый образ молитвы, восходящей к Богу.

Каждение — это также символ жертвы Богу, на что указывает молитва, читаемая священником в конце проскомидии, когда диакон подходит с кадилом для благословения: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа».

Молитвословия

Тропарь преподобного Ефрема Сирина

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ефрема Сирина

глас 2

Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобне./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобне отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.

Тропарь преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.

Кондак преподобного Ефрема Печерского, епископа Переяславского

глас 8

Церкви Православной Российской по желанию Бргоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.

Тропарь преподобного Феодосия Тотемского

глас 1

От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Феодосия Тотемского

глас 8

Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.

 

Теги:
преподобный Ефрем Сирин
православный календарь

Все публикации