Церковный календарь

7 февраля. Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 февраля. Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Седмица 37-я по Пятидесятнице. Поста нет

В этот день совершается память: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640). Преподобного Анатолия I Оптинского (Зерцалова) (1894). Священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1918). Священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1929).

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (389)

Святитель Григорий Богослов происходил из знатного рода. Основой своего подвижнического пути Григорий считал воспитание, полученное от матери, святой Нонны, давшей обет посвятить сына Богу. Григорий получил блестящее образование в языческих Афинах, где подружился со святителем Василием Великим. Крещение Григорий принял только в 30 лет - от своего отца, ставшего епископом. Некоторое время святой подвизался в пустыни вместе с Василием, но происхождение и большие дарования привели его на Константинопольскую кафедру. Святому пришлось много бороться и с язычниками, и с еретиками-арианами. Однажды во время службы в храме он был едва не убит врагами Церкви. Главное наследие святого - его проповеди, полные тайноведения о Святой Троице. Церковь признает святителя вторым великим богословом после апостола Иоанна.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (1918)

Митрополит Владимир (Богоявленский) – первый мученик Русской Церкви из числа епископата. Примерно за месяц до гибели он сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ея посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно началось». Эти слова стали пророческими. 25 января (по старому стилю) святитель был арестован вооружённой группой из пяти человек в своих покоях в Киево-Печерской Лавре. Свидетелем расстрела митрополита был его келейник Филипп. Он рассказывал, что владыка подошёл к нему, попрощался и вытер слёзы; остальное же время был спокоен. Перед расстрелом молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром».

— Божественная литургия 

Евангельское чтение

Мк., 52 зач., XI, 27-33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Апостольское чтение

Иак., 56 зач., IV, 7 - V, 9

7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль.

10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

13 Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; 14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

15 Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",- 16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Глава 5

1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.

8 Долготерпи́те и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.

9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 11, 27-33

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, - молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, - придумали изворот: "о князе бесовском". Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, - тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию - дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма - уж не от отца ли она тьмы?

Тропарь священномученика Владимира

глас 2

Веры православныя непорочный блюстителю/ и заповедей Христовых усердный исполнителю,/ священномучениче Владимире,/ Христа всем сердцем возлюбив,/ паству твою добре упасл еси,/ незлобиво мученическую смерть приял еси./ Сего ради в вечней славе пребывая,// моли спастися душам нашим.

Кондак священномученика Владимира

глас 2

Образ Христова милосердия являя,/ покров и защищение пастве твоей был еси,/ святителю отче Владимире,/ в кротости и незлобии страдания приемля,/ безбожных мучителей, благословляя, простил еси./ Темже и нам испроси у Христа Бога// дух мирен и велию милость.

Тропарь святителя Григория Богослова

глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Богослова

глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/ православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады:/ радуйся, отче,// Богословия уме крайнейший.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень многое было дано нашим предкам, совершенно удивительный исторический опыт, потрясающие примеры святости, множество чудес, ― но люди отвернулись от Божиего мира, стали устроять свою жизнь по иным законам, никак не связанным с волей Божией. В какой-то момент мы перестали быть достойны Бога, и мы знаем, какие тяжкие испытания нам пришлось преодолеть. Сегодня по милости Божией происходит возрождение веры. Все больше и больше людей понимают, что жить нужно по Божиему закону, а иначе наступает круговерть, которая сбивает с пути, и уже не видно дороги, все смешивается, превращаясь в некое заполненное чужой волей пространство. Но любовь к Богу возвышает человека над всем, делает его очень сильным, вооружает правильной философией жизни, с которой он никогда не расстается. Любовь к Богу, исполнение Божиих заповедей делает нас жизнеспособными, в том числе способными сопротивляться злу, под какой бы личиной это зло нам ни являлось.

— Вечернее богослужение. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком

Теги:
Святитель Григорий Богослов
священномученик Владимир Киевски
православный календарь

Все публикации