6 февраля. Память блаженной Ксении Петербургской и мученика Иоанна Казанского

5477
Фото

Седмица 36-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобной Ксении (V).

Святителя Герасима Великопермского, Устьвымского (1441). Мученика Иоанна Казанского (1529). Мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Преподобного Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей преподобномученика Анастасия Персянина (VII).

Блаженной Ксении Петербургской (XIX).

Престольные праздники

Храм прп. Ксении Римляныни г. Мамадыша (К)

Храм блж. Ксении Петербургской пос. Северный г. Казани (К)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (приставной престол в честь блж. Ксении Петербургской) г. Казани (К)

Больничный храм блж. Ксении Петербургской при ЦРБ г. Альметьевска (А)

Крестильный храм блж. Ксении Петербургской Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Набережные Челны (К)

Молитвенная комната блж. Ксении Петербургской при Доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Нурлата (Ч)

Преподобная Ксения Миласская, диакониса

Преподобная Ксения (в миру Евсевия) была дочерью римского сенатора. Она стремилась к иночеству, но понимала, что если останется в родительском доме, то ей нужно будет вступить в брак. Поэтому она совершила побег и на корабле направилась в город Миласс в Кесарии. По дороге святая познакомилась с игуменом миласского Андреевского монастыря Павлом и изменила своё имя с Евсевии на Ксению. Купив в Милассе землю, святая основала там монашескую общину и возвела храм во имя святого мученика Стефана. Отец Павел, видя усердие Ксении к иноческим трудам и к помощи бедным, больным и скорбящим, посвятил её в диаконисы. Духовным наставником преподобной Ксении стал преподобный Евфимий Великий. Кончина святой (457) была отмечена явлением в небе сияющего венца, который сопровождал её тело до момента погребения.

Блаженная Ксения Петербургская

Канонизация блаженной Ксении, русской святой XVIII века, была приурочена к 1000-летию Крещения Руси (1988). Служба блаженной имеет надписание «Служба святей, блаженней во Христе Ксении, бездомней страннице Петрова града». Упоминание Петербурга в надписании имеет особое значение, так как блаженная Ксения — первая прославленная подвижница, освятившая своим служением новый город на Неве. Святая восприняла один из самых тяжёлых подвигов — подвиг юродства — после внезапной кончины мужа, умершего без Причастия. Смерть супруга побудила 26-летнюю вдову выбрать жизнь по имени (Ксения — «странница»): «Суеты земнаго мира отвергшися, крест жития бездомнаго во странничестве прияла еси…» (начало тропаря), «Страннице блаженная… зрим тя, стогны (то есть “площади”) града Петрова преходящи» (стихира на литии).

Мученик Иоанн Казанский

Святой мученик Иоанн пострадал за Христа в Казани в первой половине 16-го века. Будучи пленён после нападения татар, богобоязненный Иоанн попал в распоряжение родственника хана — Аллей Шнура, который решил сделать из него приверженца Магомета. Но Иоанн отказался, исповедуя Единого Бога — Иисуса Христа. Даже после пыток Аллей Шнур не услышал от невольника ни единого слова, кроме утверждения, что он христианин. После этого татары привели его на русское кладбище, нанесли смертельные раны мечами и связанного бросили на снег. Господь дал Иоанну силы добраться до своих, позвать священника и причаститься перед смертью.

Евангелие дня

В конце Своего земного служения Христос совершал множество символических действий, подобных действиям древних пророков. Самое известное и яркое из такого рода деяний Спасителя — Его торжественный вход в Иерусалим на молодом осле. Некоторые из символических действий Христа вызывают удивление, а некоторые и непонимание. Так, в 11-й главе Евангелия от Марка мы можем прочитать об изгнании торгующих из Иерусалимского храма и о проклятии смоковницы. Первое из этих действий удивляет, второе — вызывает непонимание и даже некоторую степень неприятия. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит именно этот отрывок Евангелия от Марка. Давайте послушаем его.

Глава 11.

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Пророки Древнего Израиля неустанно обличали преступления своих современников, и говорили о том, что произойдёт с Иерусалимом, если люди не изменятся. Это очень грустные и трагические пророчества. Именно их и имел в виду Спаситель тогда, когда накануне Своих Страданий Он проклял бесплодную смоковницу. Его действие — всего лишь осуществление слов пророка Иеремии, который сказал так: «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь. До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадёт, и что Я дал им, отойдёт от них» (Иер. 8:12—13).

Отсутствие смокв на смоковнице в речи Иеремии представляет собой следствие нечестия народа, это предвестник того, что Бог отнимет у израильтян Свои великие дарования и перестанет быть с этим народом. Чтобы проиллюстрировать слова пророка Иеремии и показать, что наступает предречённое им время, Христос использовал символическое действие — проклятие смоковницы. Из этого прекрасно знающие Священное Писание иудеи должны были сделать определённые выводы, они должны были понять, что скорбные и пугающие слова древних пророков начали сбываться, и все они тому свидетели.

Но, к сожалению, этого не произошло, иудеи отказались понимать Христа, они не остановились в своём преступном замысле, они довели его до конца, и на них сбылось то, о чём говорили древние пророки, Бог отошёл от избранного Им народа. Впрочем, отошёл Бог не в абсолютном смысле, народ может покаяться, может отрясти мерзость прегрешений прошлого и может вновь стать народом Божиим. Апостол Павел был уверен, что именно так и произойдёт в определённое Богом время: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25—26).

Эти слова апостола Павла крайне важны для христиан, особенно же его уточнение — «чтобы вы не мечтали о себе», которое говорит нам о том, что трагедия израильского народа может стать личной трагедией любого человека, если он, будучи просвещён крещением, облагодатствован церковными таинствами, обладая Писанием и святоотеческим учением, окажется не способен принести плоды веры, любви и милосердия. Дай Бог, чтобы эта участь не постигла никого!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, — это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, — надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия — это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, — вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2, 17).

Колокольный звон

Колокольные звоны — важная составляющая православного богослужения. Они созывают народ Божий на молитву, подчёркивают радость праздника, обозначают наиболее важные моменты храмового богослужения. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. В ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие и возбуждающая ответные чувства: светлое, радостное и мирное настроение у добрых душ, и раздражающее, скорбное — у душ озлобленных.

На церковнославянском колокол именуется кампан. Перед установкой кампанов совершают чин их благословения, в молитвах которого испрашивается у Бога: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имене Святаго Твоего, Господу помолимся».

Крупнейший в России действующий кампан — это новый Царь-колокол массой 72 тонны, установленный в 2004 году в Троице-Сергиевой Лавре. Никогда не звонивший Царь-колокол весит 200 тонн.

Основные виды колокольного звона: благовест, перезвон, трезвон (от старославянского «тре...», то есть «трижды»).

Молитвословия

Тропарь новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Иоанна Казанского

глас 2

Страстотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.

Кондак мученика Иоанна Казанского

глас 2

Звезда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.

Молитва мученику Иоанну Казанскому

Дивный во страдальцех, страстотерпче Господень Иоанне! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости просящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и главы усечение от неверных агарян приял еси, и ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякого зла, наипаче же от нахождения врага темного, Церкве Православней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякого злого обстояния избави и вся к животу временному полезныя и ко спасению вечному приводящия даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, бесконечного блаженного Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день памяти мученика Иоанна Казанского в Зилантовом монастыре Казани состоялось архиерейское богослужение В день памяти мученика Иоанна Казанского в Зилантовом монастыре Казани состоялось архиерейское богослужение

По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Божественную литургию совершил епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий.

Мученик Иоанн Казанский
Публикации 6 февраля 2024
Мученик Иоанн Казанский

Возникшее около середины XV века на развалинах Булгарского царства, Казанское ханство за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним Московским царством.

В день памяти блаженной Ксении Петербургской в казанском посёлке Залесный на месте строительства храма состоялся молебен В день памяти блаженной Ксении Петербургской в казанском посёлке Залесный на месте строительства храма состоялся молебен

6 июня 2023 года в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в поселке Залесный (Кировский район города Казани) на месте строительства храма состоялся водосвятный молебен.

В Успенском Зилантовом монастыре молитвенно почтили память мученика Иоанна Казанского В Успенском Зилантовом монастыре молитвенно почтили память мученика Иоанна Казанского

6 февраля празднуется память мученика Иоанна Казанского. По преданию, святой был погребен на Зилантовой горе близ Казани, где позже, в 1552 году был основан монастырь.