Церковный календарь

6 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и память мученика Иоанна Казанского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и память мученика Иоанна Казанского

Неделя 33-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 24 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Преподобной Ксении (V).

Святителя Герасима Великопермского, Устьвымского (1441). Мученика Иоанна Казанского (1529). Мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Преподобного Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей преподобномученика Анастасия Персянина (VII).

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской

Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию новомучеников и исповедников Российских в то время, когда в самой России это было ещё невозможно. Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в 1981 году причислил к лику святых «бесчисленный, многомиллионный сонм мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников в России». В 1989 году прославлением святого Патриарха Тихона этот процесс был начат и в Отечестве. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор в Москве причислил к лику святых весь Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века (с 2013 г. – Церкви Русской), «поимённо известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В настоящее время в поимённый список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включено около 2000 подвижников. Ни одна другая Поместная Церковь не имеет такого великого сонма святых.

Неделя о Закхее

Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк. 19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком». 

Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1–10). В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями. Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год. Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.

Преподобная Ксения Миласская, диакониса

Преподобная Ксения (в миру Евсевия) была дочерью римского сенатора. Она стремилась к иночеству, но понимала, что если останется в родительском доме, то ей нужно будет вступить в брак. Поэтому она совершила побег и на корабле направилась в город Миласс в Кесарии. По дороге святая познакомилась с игуменом миласского Андреевского монастыря Павлом и изменила своё имя с Евсевии на Ксению. Купив в Милассе землю, святая основала там монашескую общину и возвела храм во имя святого мученика Стефана. Отец Павел, видя усердие Ксении к иноческим трудам и к помощи бедным, больным и скорбящим, посвятил её в диаконисы. Духовным наставником преподобной Ксении стал преподобный Евфимий Великий. Кончина святой (457) была отмечена явлением в небе сияющего венца, который сопровождал её тело до момента погребения.

Мученик Иоанн Казанский

Святой мученик Иоанн пострадал за Христа в Казани в первой половине 16-го века. Будучи пленён после нападения татар, богобоязненный Иоанн попал в распоряжение родственника хана — Аллей Шнура, который решил сделать из него приверженца Магомета. Но Иоанн отказался, исповедуя Единого Бога — Иисуса Христа. Даже после пыток Аллей Шнур не услышал от невольника ни единого слова, кроме утверждения, что он христианин. После этого татары привели его на русское кладбище, нанесли смертельные раны мечами и связанного бросили на снег. Господь дал Иоанну силы добраться до своих, позвать священника и причаститься перед смертью.

Священное Писание

1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Лк., 94 зач., XIX, 1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, — это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, — надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия — это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, — вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2, 17).

Колокольный звон

Колокольные звоны — важная составляющая православного богослужения. Они созывают народ Божий на молитву, подчёркивают радость праздника, обозначают наиболее важные моменты храмового богослужения. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. В ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие и возбуждающая ответные чувства: светлое, радостное и мирное настроение у добрых душ, и раздражающее, скорбное — у душ озлобленных.

На церковнославянском колокол именуется кампан. Перед установкой кампанов совершают чин их благословения, в молитвах которого испрашивается у Бога: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имене Святаго Твоего, Господу помолимся».

Крупнейший в России действующий кампан — это новый Царь-колокол массой 72 тонны, установленный в 2004 году в Троице-Сергиевой Лавре. Никогда не звонивший Царь-колокол весит 200 тонн.

Основные виды колокольного звона: благовест, перезвон, трезвон (от старославянского «тре...», то есть «трижды»). 

Молитвословия

Тропарь новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Иоанна Казанского

глас 2

Страстотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.

Кондак мученика Иоанна Казанского

глас 2

Звезда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.

Молитва мученику Иоанну Казанскому

Дивный во страдальцех, страстотерпче Господень Иоанне! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости просящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и главы усечение от неверных агарян приял еси, и ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякого зла, наипаче же от нахождения врага темного, Церкве Православней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякого злого обстояния избави и вся к животу временному полезныя и ко спасению вечному приводящия даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, бесконечного блаженного Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Блаженная Ксения Петербургская
мученик Иоанн Казанский
православный календарь

Все публикации