Церковный календарь

4 февраля. Память преподобномученика Анастасия Персянина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 февраля. Память преподобномученика Анастасия Персянина

35-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 22 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобного Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (1623).

Преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми (ок. 817).

Священномучеников Иоанна Успенского и Евфимия Тихонравова пресвитеров (1938).

Апостол от 70-ти Тимофей Ефесский

Апостол от 70-ти Тимофей был обращен в веру Христову апостолом Павлом, когда тот благовествовал в Малой Азии. Тимофей стал неотлучным спутником Павла и сотрудником в проповеди Евангелия. Павел, называя его в Посланиях своим возлюбленным сыном, писал: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях...» Апостол рукоположил Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой тот управлял 15 лет. Святой Тимофей закончил жизнь мученичеством. Во время языческого праздника в Эфесе он старался вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на апостола и побили его насмерть камнями. В IV веке мощи апостола Тимофея были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.

Преподобномученик Анастасий Персянин

Святой Анастасий жил в Персии, был сыном волхва и сам занимался колдовством. Поражённый чудесами от Креста Господня, оказавшегося в Персии после разграбления Иерусалима, Анастасий обратился к вере, стал христианином и принял монашество. В монастыре он выучил греческий язык и занимался изучением Священного Писания. Однажды, по откровению свыше, он вышел из монастыря, готовясь к мученической кончине. Схваченный персами Анастасий был посажен в темницу. На вопросы судьи мученик отвечал через переводчика, так как не хотел говорить по-персидски, гнушаясь верой персов и их языком. Он говорил, что персы заблуждаются, почитая бесов вместо Бога, и что он некогда пребывал в таком заблуждении, но ныне верует во Христа. За верность Спасителю после многих истязаний святой Анастасий был удушен.

Преподобный Макарий Жабынский

Преподобный Макарий основал Жабынскую Введенскую пустынь. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками. Вернувшись на пепелище, преподобный собрал братию и стал восстанавливать монастырь. Через несколько дней после нападения на обитель он шел лесной тропинкой и услышал стон. Оглядевшись вокруг, святой увидел лежавшего у сосны тяжелораненого поляка. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно, грабивший обитель, просил пить. Помня заповедь о любви к врагам, Преподобный с молитвой ко Господу ударил посохом о землю, из которой забил родник, и напоил умирающего. Когда монастырь был восстановлен, святой поручил его своему ученику и удалился на пустынножительство.

Священное Писание

Иак., 51 зач., I, 19-27

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Мк., 45 зач., X, 17-27

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.

21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 10, 17-27

Некто обратился к Господу с вопросом: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все — и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи — другое, ессеи — свое, самаряне — свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному глаголу Божию, пребывающему во веки. Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каждый должен помнить, что пред Богом нет больших или маленьких проблем. У Бога нет сильных, властных, выдающихся, талантливых, богатых или, наоборот, бесталанных, бедных, больных. У Бога есть Его дети, и каждый обращается к Богу с той проблемой, которая его ранит. Для одного это вопросы большой политики, а для другого — отношения с соседкой, или с кем-то из семьи, или с кем-то по работе. Человек так устроен, что и самые огромные проблемы, с которыми сталкиваются главы государств и правительств, и наши простые человеческие проблемы сердце ранят одинаково. Вот почему у Бога и нет различия: большая проблема или малая, великий человек или совсем незаметный. Пред Богом — вся наша внутренняя жизнь, пред Ним — наша радость и наша боль, и Он откликается на радость и на боль любого человека. Вот почему нужно обращаться к Богу постоянно с молитвой, даже тогда, когда на поезд опоздал, и что-то не рядится в жизни, и заболел, и скорби семейные, и неудачи по работе.

Когда начинать воспитание

Однажды к одному старцу, живущему отшельником в египетской пустыне, принесли маленькое дитя, чтобы получить благословение на воспитание в отеческой вере.

И задали вопрос старцу:

— Авва! Скажи нам слово — как правильно воспитать дитя в православной вере?

— Каков же возраст дитяти? — спросил старец.

— Восемь месяцев, — получил он ответ.

— Вы опоздали на восемь месяцев, — просто ответил авва пришедшим.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей (Притч.1:8)

Свет в храме

Свет — это одно из имён Бога. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5). В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом нового творения (Откр.21:23).

Богослужение устроено так, чтобы в нём участвовал и свет, как естественный, так и искусственный. Естественная освещённость формируется соответственно расположению храма по сторонам света, расположению окон, а искусственная — через включение и выключение светильников.

В разные моменты службы храм освещён по-разному: то горят все светильники, то часть, то гасятся все лампы и даже свечи. Когда гасятся? На шестопсалмии. А вот на Литургии свет никогда не гасится.

Как называется главный светильник храма? Паникадило.

Храм располагают алтарём на восток не только как символическое направление к Богу, но и как на место восхода солнца.  На Всенощной возглас: «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. Не все древние русские храмы ориентированы строго на восток. Если посмотреть планы раскопок древних русских городов, можно увидеть, что храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря.

Молитвословия

Тропарь апостола Тимофея

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избранного неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / апостоле Тимофее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Тропарь мученика Анастасия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Анастасий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак апостола Тимофея и преподобномученика Анастасия Персянина

глас 1

Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя.

Тропарь преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

глас 4

Плотское, яко безплотный Ангел,возненавидевши препитание,/ духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/ добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/ многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/ идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ ныне же со отцы преподобными Печерскими,/ аки бисер многоценен, мощми нетленными/ в пещере твоими пресветло сияеши,/ а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/ святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/ о нас всегда моляся ко Господу/ спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Постническим плоти твоей умерщвлением/ душу оживил еси,/ ибо твоего ради презельнаго воздержания/ и привременнаго терпения,/ жизнь непреемная и диадима неувядаемая/ от пострадавшаго за ны плотию/ и из мертвых воскресшаго Христа Бога нашего,/ тебе, святе, преподобномучениче Анастасие,/ яко злочестивых победителю/ несумненно и воистинну уготовася,/ занеже Божие тридневное Воскресение/ всем, живущим на земли,/ тобою, якоже иногда от отроков Ефесских православно воспроповедася,/ и сего ради, отче, днесь к тебе вси вопием немолчно:/ святый преподобномучениче Анастасие Печерский,/ моли прилежно воставшаго Христа тридневно из мертвых,/ да избавит от смерти вечныя души наша.

Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 4

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 8

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва преподобному Макарию Жабынскому

О, священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Гор­ними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимыя и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатай­ст­вом вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплемен­ник и междоусоб­ныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умуд­рит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот засту­пит, мла­денцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от напа­дения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со стра­хом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страс­тей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с дес­ными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Православный календарь
преподобномученик Анастасий Персянин
апостол Тимофей

Все публикации