Церковный календарь

28 января. Память преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 января. Память преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

32-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 15 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).

Преподобномученика Пансофия (249–251). Преподобных Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Святителя Герасима, патриарха Александрийского (1714).

Священномученика Михаила Самсонова пресвитера (1942).

Преподобный Павел Фивейский

Павел Фивейский был родом из Египта. Осиротев, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за наследства. Во время преследования императором Децием христиан Павел, узнав о замысле предать его в руки гонителей, удалился в пустыню. Поселился в пещере и прожил в ней 91 год в неустанных молитвах. Прикрывался пальмовыми листьями, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Незадолго до его кончины Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Преставился Павел в 341 году, во время молитвы, стоя на коленях. Ему было 113 лет. Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Два льва пришли из пустыни и когтями вырыли могилу. Антоний похоронил старца и с его одеждой из пальмовых листьев вернулся обратно. Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год — на Пасху и Троицу. Павел Фивейский считается первым христианским отцом-отшельником.

Преподобный Иоанн Кущник

Преподобный Иоанн родился в V веке в семье знатных и благочестивых христиан, живших в Константинополе. В юношеском возрасте святой Иоанн, получив от родителей в подарок Евангелие, тайно удалился в Вифанскую обитель «Неусыпающих». После шести лет монашеских подвигов святой возжелал вновь увидеть родителей и попросил игумена благословить его вернуться домой. Получив благословение, преподобный Иоанн возвратился в Константинополь и в одежде нищего, никем не узнанный, поселился в шалаше у ворот родительского дома. Через три года, которые святой Иоанн прожил, терпя холод и зной и кротко перенося поношения и насмешки, он получил откровение о приближении смертного часа. Тогда любящий сын открылся родителям, показав подаренное ими Евангелие, и завещал похоронить себя на месте своего подвига.

Святитель Герасим, патриарх Александрийский

Начальное образование будущий святитель Герасим получил от своего отца-протопресвитера на Крите, а затем побывал на Корфу и в Венеции, где выучил древнегреческий, латинский и еврейский языки. Из-за захвата турками Крита Герасим не смог вернуться на родину и некоторое время преподавал на Пелопоннесе и в Эпире. Затем его рукоположили во епископа Кастории, потом доверили управление Адрианопольской кафедрой. В 1688 году Герасим был избран Патриархом Александрийским. Занимая эту должность, он заботился о распространении Слова Божия и защищал православную веру от латинян. Обладая обширными знаниями, Герасим составил проповеди на годовые церковные праздники и написал различные философско-богословские сочинения. Остаток дней он провел в Ватопедском монастыре на Афоне, где почитается его честная глава.

Священное Писание

Иак., 52 зач., II, 1-13

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,— хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Мк., 46 зач., X, 23-32

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 10, 23-32

Услышав слово Господа о неудобстве богатым войти в Царствие Божие, ученики подумали: "кто же может спастись?" Господь сказал на это: "человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу". Невозможно отрешиться от корыстолюбия без благодатного воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. благодать Божия дается, по вере в Господа, в таинствах св. Церкви. Держись же крепче св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения — средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело. Если удержишь принятое в себе и не дашь тому исхода в делах благих, будешь не прав; равно, как неправ тот, кто чуждается всего церковного. От неправых ревнителей благочестия самый строй благочестной жизни подвергается нареканию: но это не отнимает значения у этого строя и не оправдывает умствователей, чуждающихся его на сем только основании.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

О чтении молитвенного правила

Православные христиане ежедневно совершают утреннее и вечернее молитвенное правило. Время, затрачиваемое на совершение каждого из них, — около 20-30 минут. Правило желательно читать вслух, это позволяет лучше сосредоточиться на молитве. Тем, кто только приступает к этому деланию, начало правила желательно прочитывать полностью до молитвы «Отче наш», а дальше можно выбрать те молитвы, которые ближе душе. Здесь очень важно поддерживать живую потребность в общении с Богом. И поэтому чтение молитв на этом этапе не должно превращаться в просто механическое проговаривание молитвенных слов языком или же мыслью. Необходимо, чтобы непременно присутствовало внимание к словам молитвы, при том, что чувства, по возможности, должны быть приведены в покой.

Седмичный богослужебный круг

Каждый день седмицы имеет свою богослужебную тему:

1. В воскресенье Церковь прославляет Воскресение Христово.
2. В понедельник прославляются бесплотные силы — Ангелы.
3. Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель (как больший из всех пророков и праведных).
4. В среду воспоминается предательство Господа Иудою.
5. В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
6. В пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Спасителя.
7. В субботу — день покоя — прославляются Божья Матерь, все святые и усопшие христиане. Поэтому дни поминовения усопших — субботы.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье (по-церковнославянски – неделя). Это особенно важно учитывать в Великий пост.

Например, первая подготовительная неделя к Великому посту — О мытаре и фарисее, вторая — О блудном сыне. Названия происходят от читаемых на Литургии евангельских отрывков (зачал). 

Богослужебная книга седмичного цикла – Октоих (Восьмигласник). Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов (мелодий), каждую седмицу меняется основной напев (глас).

Молитвословия

Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Иоанна Кущника

глас 2

Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Павла Фивейского

глас 3

Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.

Теги:
преподобный Павел Фивейский
преподобный Иоанн Кущник
православный календарь
январь

Все публикации