25 декабря. Память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

10906
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348).

Преподобного Ферапонта Монзенского (1597). Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (251). Мученика Разумника (Синезия) (270—275).

Неделя святых праотец

За два воскресенья до Рождества Церковь празднует Неделю святых праотец, а за одно воскресенье до Рождества — Неделю святых отец. Эти недели принадлежат системе неподвижных праздников, но зависят от дня седмицы, на который попадает Рождество. Минеи дают указания, когда празднуются Неделя праотец и Неделя отец: «Аще убо случится Рождество в среду…» и так далее. В Неделю святых праотец читаются определённые Апостол и Евангелие, связанные с темой дня: призыв апостола Павла совлечься ветхого человека с его делами (грехами и страстями) и облечься в нового, обновляющегося познанием Христа (Кол. 3:4—11), и притча о великой вечери (Лк. 14:16—24), говорящая, что «много званных, но мало избранных». Человечество готовилось к приходу Христа, но верных Богу оказалось мало.

В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец вспоминаются все ветхозаветные праведники, ждавшие Мессию и послужившие приходу Христа, — выделяются пророки, предки Христа по плоти и особенно Божия Матерь как прекрасный плод ветхозаветного этапа домостроительства, «из Нея же цвет пройде Христос» (стихиры на «Господи, воззвах»). Смысловое единство этих недель подчёркивает история: в Типиконе Великой Церкви перед Рождеством Христовым было лишь одно воскресенье, посвящённое подвигу ветхозаветных святых. В службе Недели святых праотец особое внимание уделено истории трёх отроков, не сгоревших в печи Вавилонской (история из Книги пророка Даниила, очень популярной в раннехристианской среде). Из трёх канонов, положенных для чтения в этот день, один — это канон святым отрокам. Чудо в пещи — это прообраз Рождества, которое не опалило «утробу Девичу». Служба дает также тропологическое (нравственное) понимание чуда — Церковь благодарит за избавление от греха и смерти: «яко от горящия пещи избавлься».

Святитель Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился на острове Кипр. Овдовев, он был избран епископом города Тримифунта и совмещал пастырское служение с делами милосердия. В 325 году святитель принимал участие в I Вселенском Соборе, где обличил греческого философа, защищавшего Ариеву ересь. Простая речь святителя показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. На том же Соборе святитель явил наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон. — Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Чудо святителя Спиридона Тримифунтского

Священномученик Александр Иерусалимский

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, был учеником Климента Александрийского († ок. 217 г.). При Септимии Севере (193—211 гг.) он был на три года заключен в темницу. После освобождения св. Александр отправился в Иерусалим для поклонения святым местам и там был избран соправителем преклонного годами Патриарха Наркисса в 212 году. Это чрезвычайно редкий случай в практике древней Церкви. В этом сане он управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет. Скончался в темнице во время гонений императора Декия.

Преподобный Ферапонт Монзенский

Преподобный Ферапонт Монзенский был иноком обители преподобного Адриана на р. Монзе, где он подвизался до конца жизни. Каждый день он удалялся в лес молиться, а ночами читал и переписывал душеполезные книги. Преставился в 1597 г. В летописи описаны исцеления, происходившие у гроба святого. Однажды он спас суда от гибели при прохождении через пороги на р. Костроме, причем некоторые видели старца, садившегося на корму каждого струга и правившего в опасном месте. Также, явившись во сне игумену монастыря, он предсказал голод 1601 г. и повелел запасти больше хлеба.

Евангелие дня

Какое самое серьёзное препятствие может встретить человек на пути к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 8.

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?

Фарисеи хотели, чтобы Господь подтвердил им, что Он Мессия. А для этого Он должен был сотворить нечто, что по иудейским представлениям мог сотворить только Мессия. Если быть более конкретным, они ждали, что Иисус повторит то чудо, которое некогда сотворил Моисей в пустыне — по его молитвам евреям была дана манна небесная. Вот и фарисеи требуют от Иисуса этого знака, подтверждающего Его мессианство. «Дай нам хлеб небесный, — говорят они, — тогда поверим, что Ты избранник и пойдём за Тобой». Однако Господь не делает этого. Более того, Он очень категорично говорит, что не будет им никаких знамений, чудес и сверхъестественных подтверждений. Почему? Разве Христу трудно было выполнить просьбы своих оппонентов? Сделал бы, и они поверили бы Ему. Ответ находим во второй части отрывка.

Находясь в лодке с учениками, Господь призывает их остерегаться закваски фарисейской и иродовой. Ученики думают, что раз Он говорит о закваске, то есть о дрожжах, Его интересует, достаточно ли они взяли с собой хлеба в путешествие. Однако Он говорит им совершенно о другом. Спаситель предостерегает апостолов от того духовного состояния, в котором находились религиозные лидеры еврейского народа. Почему же апостолы не понимают Христа? Почему слова о духовном они воспринимают буквально? Да просто потому, что все их мысли связаны с тем, как бы не остаться голодными. И это может показаться странным. Ведь сами они неоднократно были свидетелями тех поразительных чудес, которые творил их Учитель. Они прекрасно знали, что Он может их накормить и с Ним они не пропадут. Тем не менее в них живёт тревога и беспокойство, вдруг они испытают какие-то телесные неудобства.

Всё это потому, что они сами находятся в таком же духовном состоянии, как и религиозные лидеры евреев. И все их мысли сосредоточены на том, как бы покомфортней устроится в этой жизни. По большому счёту Христос пока им нужен именно для этого. Для собственной безопасности, для престижа, для достижения своих корыстных целей. А потому в глубинный смысл Его учения они не могут вникнуть. Их глаза видят чудеса, уши слышат высокие слова, но их сердце всё это не воспринимает, словно оно каменное. И в этом апостолы первоначально ничем не отличались от своих религиозных лидеров — фарисеев.

Важный урок для каждого из нас. Человек, который в своей деятельности сосредоточен на достижении стабильности, комфорта, уюта, безопасности и других земных благ, постепенно ожесточается сердцем. Постепенно в его душе поселяется пустота, и он перестаёт ощущать ту благодать, которую Господь обильно посылает каждому из нас. Вероятно, даже если Спаситель явится ему лично и сотворит у него на глазах чудо, это не изменит его жизнь. Ведь в его голове совсем другие приоритеты. Это состояние Христос и называет закваской фарисейской и иродовой, ожесточением сердца. И, напротив, тот, кто приучил себя на ежедневной основе исполнять волю Бога, быть полезным тем людям, которых он встречает на своём пути, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием, будет видеть поразительное чудо во всём, даже в самых обычных, бытовых вещах. Встреча с каждым человеком станет для него встречей с ангелом Божиим и каждая ситуация, в которой он будет оказываться, станет для него знамением, дверью в Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется с мудростью, точно так же как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели. Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.

Церковная свеча

Церковная свеча символизирует причастность человека к Божественному свету. Свеча выражает пламень любви человека ко Господу, Богородице, Ангелу или святому, пред ликами которых верующий ставит свечу. Приобретение свечи в храме является жертвой на храм. И мы не просто ставим свечи, но обязательно и молимся. За нас свеча не молится! За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами). Во время богослужения ставить свечи не принято (чтобы не отвлекать других и не отвлекаться самим).

Как стать счастливым

Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку...

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

  • думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
  • бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
  • почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
  • молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
  • надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;
  • просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
  • исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
  • благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;
  • славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

Святитель Николай СЕРБСКИЙ

Страсть печали (5-я из восьми главных страстей)

Печаль бывает богоугодной и богопротивной (2Кор.7:10). Противоположная печали добродетель — надежда.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о следующих причинах возникновения печали: 1) от предшествующего гнева; 2) от неисполнения желаний; 3) из-за убытков и потерь; 4) без видимых причин; 5) из-за неразумных забот; 6) из-за страха за свою участь.

Молитвословия

Тропарь святителя Спиридона Тримифунтского

глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ богоносе Спиридоне, отче наш./ Темже мертву ты во гробе возгласив,/ и змию в злато претворил еси,/ и внегда пети тебе святыя молитвы,/ Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителя Спиридона Тримифунтского

глас 2

Любовию Христовою уязвився, священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,// прося всем Божественнаго сияния.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому

О Великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче! Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы. Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси. Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси. Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ферапонта Монзенского

глас 8

Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми,/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси в жизни сей временней,/ плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобне отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Ферапонта Монзенского

глас 8

Возложив себе Богу от юности, преподобне,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Новости по теме

Память святителя Спиридона Тримифунтского — престольный праздник двух храмов Казанской епархии Память святителя Спиридона Тримифунтского — престольный праздник двух храмов Казанской епархии

25 декабря Святая Церковь творит память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского.

Чудо святителя Спиридона Тримифунтского
Публикации 24 декабря 2022
Чудо святителя Спиридона Тримифунтского

Уже почти 1700 лет мощи святителя Спиридона Тримифунтского остаются нетленными. Более того, они, подобно живому телу, мягки и имеют температуру тела здорового человека — 36,6 градусов. Ученые, исследовавшие феномен, только разводят руками...

В день памяти святителя Спиридона Тримифунтского верующие смогут помолиться у ковчегов с башмачками от мощей святого в Казанском соборе и в Духосошественском храме Казани В день памяти святителя Спиридона Тримифунтского верующие смогут помолиться у ковчегов с башмачками от мощей святого в Казанском соборе и в Духосошественском храме Казани

25 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, в храмах и монастырях Татарстанской митрополии пройдут праздничные богослужения.

Творите добрые дела во славу Божию
Публикации 24 декабря 2021
Творите добрые дела во славу Божию

Подвиг святителя Спиридона Тримифунтского — это несение людям Слова Божиего. Святитель был милостив со всеми, кто к нему приходил. Он одинаково хорошо относился и к язычникам, и к христианам, и за это Господь наградил его даром чудотворения и исцеления...