Церковный календарь

4 июня. Память мученика Василиска Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 июня. Память мученика Василиска Команского

7-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 22 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015). Праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).

Память II Вселенского Собора (381). Преподобного Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении).

Священномученика Михаила Борисова пресвитера (1942).

Мученик Василиск

Святой Василиск пострадал за исповедание веры в Спасителя в начале IV века, в годы гонений императора Максимиана Галерия. Он был племянником мученика Феодора Тирона. После смерти своего дяди он вместе с братьями святого Феодора — Евтропием и Клеоником — находился в тюрьме. Там исповедники обратили в веру Христову немало язычников. За это братьев Евтропия и Клеоника распяли на кресте, а Василиска отправили в город Команы. Благодаря состраданию охранников праведник на время вышел на волю и своими чудесами обратил в веру немало язычников. В очередной раз отказавшись принести жертву идолам, Василиск принял мученическую смерть.

Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский 

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, правил Иллирией и Далмацией. Воспитанный в благочестии, он мудро управлял своими владениями, храня православную веру. Однажды благоверного князя вызвали к царю Болгарии — Иоанну-Владиславу, якобы на переговоры. Но у входа в храм Иоанна-Владимира предательски убили. Это произошло в 1015 году. Впоследствии мощи святого князя были перенесены в один из монастырей близ албанского города Эльбасан.

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский в отрочестве принял на себя подвиг юродства, и больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи в Новгородской области против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб с телом юноши. Крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Тело святого отрока было помещено в часовне, а позже перенесено в храм Святого Духа. Господь даровал мощам святого Иакова целительную силу.

Второй Вселенский Собор

После того как во главе восточной части Римской империи утвердился святой император Феодосий, он изгнал арианских епископов-еретиков с первенствующих кафедр Востока. Святитель Григорий Богослов описывает, что император сам в сопровождении множества воинов при негодовании ариан вводил его в Константинопольский собор Святых Апостолов. II Вселенский Собор был созван святым Феодосием в мае 281 года для осуждения многочисленных антитринитарных ересей (разных толков арианства и духоборчества). Участниками собора были 150 епископов, наиболее известные из них: святители Мелетий Антиохийский (первый председатель собора, скончавшийся во время соборных заседаний), Григорий Богослов (второй председатель собора), Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский.

Главным деянием II Вселенского Собора стал Никео-Цареградский Символ веры. Отцы собора отредактировали Символ веры, утверждённый на I Вселенском Соборе, и добавили к нему догматическое учение о Святом Духе, Церкви, таинстве Крещения, воскресении мёртвых и жизни будущего века. После II Вселенского Cобора Символ веры сохраняется неизменно и исповедуется Православной Церковью. Еретиков, извращающих православное учение о Святой Троице, отцы cобора анафематствовали. Ещё cобор резюмировал ранее принятые правила о приёме в Церковь кающихся еретиков. Еретики, не искажавшие крещальную формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа», принимались в Церковь через таинство миропомазания, а искажавшие — через таинство Крещения. Отцы собора постановили, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Согласно этому правилу, место в списке имён, поминаемых на Литургии, определяется, прежде всего, церковно-политическими причинами.

Священное Писание

Деян., 36 зач., XV, 5-34

5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.

6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15 И с сим согласны слова пророков, как написано: 16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.) 35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

Ин., 37 зач., X, 17-28

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.

26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 5-34; Ин. 10, 17-28

«Вы не верите, ибо вы не из овец Моих», говорит Господь неверовавшим иудеям. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь - пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники - это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие - это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И сегодня ереси не просто существуют – они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник – не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос – не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь – это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.

Преподобный Паисий Святогорец о знамении времени

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ, как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: «Ву-у-у…» — и, взбудораженные, кружат вокруг в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила.

Добродетель воздержания

Под воздержанием в христианстве понимается прежде всего воздержание от зла. Сюда входит воздержание языка (от злословия, пустословия и т.п.), глаз (от просмотра непотребного), слуха, мыслей и иного...

Что же касается постов, то они имеют важнейшей целью тренировку душевных сил и не имеют ценности сами по себе. Пост, соблюдаемый во славу Божью, ради единения с Богом способствует этому единению (учитывая, что это и период особо ревностного моления, период активного доброделания).

При воздержании важно соблюдать умеренность и постоянство. Чрезмерные подвиги воздержания могут без нужды надорвать человека и физически, и душевно.

Молитвословия

Кондак мученика Василиска

глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Кондак мученика Иоанна-Владимира

глас 8

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Теги:
Мученик Василиск
мученик Иоанн-Владимир Сербский
праведный Иаков Боровичский
православный календарь

Все публикации