Церковный календарь

4 июня. Память мученика Василиска Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 июня. Память мученика Василиска Команского

4 июня. 6-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 22 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015). Праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).

Память II Вселенского Собора (381). Преподобного Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении).

Священномученика Михаила Борисова пресвитера (1942).

Мученик Василиск

Святой Василиск пострадал за исповедание веры в Спасителя в начале IV века, в годы гонений императора Максимиана Галерия. Он был племянником мученика Феодора Тирона. После смерти своего дяди он вместе с братьями святого Феодора — Евтропием и Клеоником — находился в тюрьме. Там исповедники обратили в веру Христову немало язычников. За это братьев Евтропия и Клеоника распяли на кресте, а Василиска отправили в город Команы. Благодаря состраданию охранников праведник на время вышел на волю и своими чудесами обратил в веру немало язычников. В очередной раз отказавшись принести жертву идолам, Василиск принял мученическую смерть.

Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский 

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, правил Иллирией и Далмацией. Воспитанный в благочестии, он мудро управлял своими владениями, храня православную веру. Однажды благоверного князя вызвали к царю Болгарии — Иоанну-Владиславу, якобы на переговоры. Но у входа в храм Иоанна-Владимира предательски убили. Это произошло в 1015 году. Впоследствии мощи святого князя были перенесены в один из монастырей близ албанского города Эльбасан.

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский в отрочестве принял на себя подвиг юродства, и больше о его жизни ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи в Новгородской области против течения приплыла льдина, на которой стоял гроб с телом юноши. Крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Тело святого отрока было помещено в часовне, а позже перенесено в храм Святого Духа. Господь даровал мощам святого Иакова целительную силу.

Второй Вселенский Собор

После того как во главе восточной части Римской империи утвердился святой император Феодосий, он изгнал арианских епископов-еретиков с первенствующих кафедр Востока. Святитель Григорий Богослов описывает, что император сам в сопровождении множества воинов при негодовании ариан вводил его в Константинопольский собор Святых Апостолов. II Вселенский Собор был созван святым Феодосием в мае 281 года для осуждения многочисленных антитринитарных ересей (разных толков арианства и духоборчества). Участниками собора были 150 епископов, наиболее известные из них: святители Мелетий Антиохийский (первый председатель собора, скончавшийся во время соборных заседаний), Григорий Богослов (второй председатель собора), Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский.

Главным деянием II Вселенского Собора стал Никео-Цареградский Символ веры. Отцы собора отредактировали Символ веры, утверждённый на I Вселенском Соборе, и добавили к нему догматическое учение о Святом Духе, Церкви, таинстве Крещения, воскресении мёртвых и жизни будущего века. После II Вселенского Cобора Символ веры сохраняется неизменно и исповедуется Православной Церковью. Еретиков, извращающих православное учение о Святой Троице, отцы cобора анафематствовали. Ещё cобор резюмировал ранее принятые правила о приёме в Церковь кающихся еретиков. Еретики, не искажавшие крещальную формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа», принимались в Церковь через таинство миропомазания, а искажавшие — через таинство Крещения. Отцы собора постановили, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Согласно этому правилу, место в списке имён, поминаемых на Литургии, определяется, прежде всего, церковно-политическими причинами.

Священное Писание

Деян., 43 зач., XX, 7-12

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.

Ин., 48 зач., XIV, 10-21

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 20, 7-12; Ин. 14, 10-21

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю». Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого что Господа не любят, и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту, неисправный слуга не смеет просить о чем либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою перед Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст, удивительное чудо – наша плоть пребывает на небе и удостаивается поклонения ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Действительно, это наша человеческая плоть, это разум, воля, чувства, это все, что присуще человеку в его земной жизни. Все в этой плоти ныне восхищено через вознесение Господне в славу Святой Троицы, и эта плоть пребывает в том мире, который в Слове Божием называется Небесным Царством. Конечно, это непостижимо для восприятия человека, не имеющего веры, потому что тот, кто не имеет веры, требует доказательств. Ему надо потрогать, обонять, осязать, увидеть, а пребывание Спасителя там, в Небесном Царстве, с человеческой плотью, – это вне опыта людей. Это невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни обонять, ни почувствовать, но мы имеем ясное свидетельство Самого Бога о том, что так оно и есть.

Преподобный Паисий Святогорец о знамении времени

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ, как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: «Ву-у-у…» — и, взбудораженные, кружат вокруг в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила.

Добродетель воздержания

Под воздержанием в христианстве понимается прежде всего воздержание от зла. Сюда входит воздержание языка (от злословия, пустословия и т.п.), глаз (от просмотра непотребного), слуха, мыслей и иного...

Что же касается постов, то они имеют важнейшей целью тренировку душевных сил и не имеют ценности сами по себе. Пост, соблюдаемый во славу Божью, ради единения с Богом способствует этому единению (учитывая, что это и период особо ревностного моления, период активного доброделания).

При воздержании важно соблюдать умеренность и постоянство. Чрезмерные подвиги воздержания могут без нужды надорвать человека и физически, и душевно.

Молитвословия

Кондак мученика Василиска

глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Кондак мученика Иоанна-Владимира

глас 8

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Теги:
Мученик Василиск
мученик Иоанн-Владимир Сербский
праведный Иаков Боровичский
православный календарь

Все публикации