Церковный календарь

5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

Седмица 2-я по Пасхе.
Поста нет. 22 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613).

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Мученика Епиподия Лионского (ок. 177). Преподобного Виталия (609–620). Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.).

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мученика Димитрия Власенкова (1942).

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот, став епископом Анастасиупольским, много трудился на благо Церкви. Его подвижническая жизнь и борьба с хищениями церковного имущества вызвала зависть и ненависть тайных врагов. Однажды они попытались убить епископа, дав ему яд. Преподобный три дня лежал безгласен и недвижим как мёртвый, так что в городе уже распространился слух о его смерти. Через три дня ему явилась Пресвятая Богородица, возвестила причину болезни, указала ненавистников, давших яд, и, взявши из платка, который был у Неё в руках, три зерна, дала ему и сказала: «Съешь это — и впредь уже не будешь страдать ни от какого зла». Съевши эти зёрна, святой почувствовал себя здоровым. Своих врагов он не обличил и никому о них не рассказал, а только помолился за них Богу, чтобы Он простил им этот грех.

Апостол Лука — первый иконописец

Святой апостол Лука считается основателем иконописи. По преданию, нашедшему отражение в трудах древних историков, он по просьбе христиан написал образ Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца Христа, а затем ещё две иконы Божией Матери и показал их Ей. Она же сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Апостол Лука написал также и изображения святых апостолов Петра и Павла. Авторству Луки, по разным данным, принадлежат от 10 до 70 икон. Среди них Киккская, Ченстоховская, Владимирская, Филеримская, Сумельская и другие. Авторство апостола здесь нужно понимать в том смысле, что эти иконы являются списками с написанных им икон. Ни один из написанных им самим образов до нас не дошёл. По преданию, апостол Лука писал свои иконы в технике энкаустика, то есть наносил на поверхность доски разогретые восковые краски.

Апостол от 70-ти Климент

Святой Климент, апостол от 70-ти, упоминается в Послании к Филиппийцам. Апостол Павел умоляет своего спутника помочь примириться двум влиятельным женщинам — Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни». Из этого следует, что святой Климент был одним из основных сотрудников апостола Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и пользовался авторитетом в местной общине, так что апостолу не нужно было особым образом его представлять. В византийских Синаксарях говорится, что апостол Климент первым из эллинов поверил во Христа, стал епископом Сард и «нося в своей плоти “язвы” Христа, отошёл ко Господу». Некоторые древние экзегеты считали, что апостол Климент был одно лицо с Климентом, епископом Римским, но современные церковные историки говорят, что это разные лица. К тому же в полных месяцесловах 30 апреля положена память апостолов Нафанаила, Луки и Климента, по случаю обрéтения их мощей, а мощи священномученика Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием и перенесены ими в Рим, где с тех пор и хранятся и более не обретались.

Преподобный Виталий Александрийский

Виталий, инок монастыря аввы Серида в Газе, пришел в Александрию в возрасте 60 лет. Он нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, Виталий брал за свой труд 12 медных монет, на одну из которых покупал скудную пищу, а остальные деньги тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же Виталий проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Многие падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Когда Виталий был найден коленопреклоненным, скончавшимся во время молитвы, блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца.

Священное Писание

Деян., 12 зач., IV, 23-31

23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.

24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!

25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

Ин., 16 зач., V, 24-30

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 4, 23-31; Ин. 5, 24-30

"И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения". Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие — дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те, которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела — все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении, по каким либо видам себялюбия. Бог — жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Непросто развивается человеческая история. Как много противоречий, заблуждений, трудностей! Как не сбиться с пути? Как не потерять самого себя? Как не распять свои принципы и идеалы? Чтобы остаться собой, нужно иметь в руках путеводную нить. Этой нитью является Сам Бог, Который дал нам Свой Божественный закон и сказал простые слова: если будете его исполнять, будете иметь жизнь вечную. Не просто благополучие сиюминутное — жизнь вечную будете иметь; и мы верим, что это не пустые слова. И потому будем держать крепко эту нить, кто бы и как бы ни вырывал ее из рук — хитростью или силой. Мы будем крепко ее держать, не боясь ничего, даже смерти. Верим, что только духовной силой, молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек, и будем погружаться в понимание того, что с Богом мы всегда остаемся победителями.

Что такое догматические формулировки?

Понятие «догматическая формулировка» отличается от понятия «догмат». Собственно, догмат составляет внутреннее, смысловое содержание догматической формулировки, а последняя является его формальным, словесным выражением.

Догматические формулировки могут меняться, не искажая при этом содержания очерчиваемых ими догматических истин, например, в сторону более краткого или более полного выражения содержания догматов; за счёт использования новой богословской терминологии.

Примеры догматических формулировок: Бог един по существу (сущности) и троичен по Лицам (по Ипостасям); во Христе (в Ипостаси Сына Божьего) неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно соединено два естества: Божеское и человеческое; Дева Мария — Матерь Бога (по человеческому естеству); будет всеобщее воскресение мертвых; в конце веков состоится Страшный Суд.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора

глас 2

Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобного Феодора

глас 3

Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Теги:
православный календарь
Преподобный Феодор Сикеот
апостол Лука
апостол Нафанаил
апостол Климент

Все публикации