5 мая. Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского

3247
Фото

Седмица 3-я по Пасхе.
День постный. 22 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613).

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Мученика Епиподия Лионского (ок. 177). Преподобного Виталия (609—620). Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.).

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мученика Димитрия Власенкова (1942).

Преподобный Феодор Сикеот

Преподобный Феодор Сикеот, став епископом Анастасиупольским, много трудился на благо Церкви. Его подвижническая жизнь и борьба с хищениями церковного имущества вызвала зависть и ненависть тайных врагов. Однажды они попытались убить епископа, дав ему яд. Преподобный три дня лежал безгласен и недвижим как мёртвый, так что в городе уже распространился слух о его смерти. Через три дня ему явилась Пресвятая Богородица, возвестила причину болезни, указала ненавистников, давших яд, и, взявши из платка, который был у Неё в руках, три зерна, дала ему и сказала: «Съешь это — и впредь уже не будешь страдать ни от какого зла». Съевши эти зёрна, святой почувствовал себя здоровым. Своих врагов он не обличил и никому о них не рассказал, а только помолился за них Богу, чтобы Он простил им этот грех.

Апостол Лука — первый иконописец

Святой апостол Лука считается основателем иконописи. По преданию, нашедшему отражение в трудах древних историков, он по просьбе христиан написал образ Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца Христа, а затем ещё две иконы Божией Матери и показал их Ей. Она же сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». Апостол Лука написал также и изображения святых апостолов Петра и Павла. Авторству Луки, по разным данным, принадлежат от 10 до 70 икон. Среди них Киккская, Ченстоховская, Владимирская, Филеримская, Сумельская и другие. Авторство апостола здесь нужно понимать в том смысле, что эти иконы являются списками с написанных им икон. Ни один из написанных им самим образов до нас не дошёл. По преданию, апостол Лука писал свои иконы в технике энкаустика, то есть наносил на поверхность доски разогретые восковые краски.

Апостол от 70-ти Климент

Святой Климент, апостол от 70-ти, упоминается в Послании к Филиппийцам. Апостол Павел умоляет своего спутника помочь примириться двум влиятельным женщинам — Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни». Из этого следует, что святой Климент был одним из основных сотрудников апостола Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и пользовался авторитетом в местной общине, так что апостолу не нужно было особым образом его представлять. В византийских Синаксарях говорится, что апостол Климент первым из эллинов поверил во Христа, стал епископом Сард и «нося в своей плоти “язвы” Христа, отошёл ко Господу». Некоторые древние экзегеты считали, что апостол Климент был одно лицо с Климентом, епископом Римским, но современные церковные историки говорят, что это разные лица. К тому же в полных месяцесловах 30 апреля положена память апостолов Нафанаила, Луки и Климента, по случаю обрéтения их мощей, а мощи священномученика Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием и перенесены ими в Рим, где с тех пор и хранятся и более не обретались.

Преподобный Виталий Александрийский

Виталий, инок монастыря аввы Серида в Газе, пришел в Александрию в возрасте 60 лет. Он нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, Виталий брал за свой труд 12 медных монет, на одну из которых покупал скудную пищу, а остальные деньги тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую, отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же Виталий проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Многие падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Когда Виталий был найден коленопреклоненным, скончавшимся во время молитвы, блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца.

Священное Писание

Деян., 21 зач., VIII, 40 — IX, 19

40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

Глава 9.

1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

8 Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 14и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19и, приняв пищи, укрепился. || И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

Ин., 23 зач., VI, 48-54

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 40-9, 19; Ин. 6, 48-54

Св. Павел вначале так ревностно защищал ветхозаветные порядки потому, что искренно был уверен, что на то, чтобы те порядки стояли неизменно, есть непреложная воля Божия. Не потому ревновал, что то была отеческая вера, но потому, что ревнуя службу Богу приносил. В этом был дух его жизни — Богу себя посвящать и все силы обращать на угодное Ему. Потому для обращения его или для того, чтобы заставить его не стоять так за ветхозаветие, а стать, напротив, на сторону новозаветия, достаточно было осязательно показать, что Бог не хочет уже ветхого завета, а хочет нового, все благоволение Свое от первого перенес ко второму. Это и совершило в нем явление ему Господа на пути. Тут ясно стало для него, что он не туда обращает свою ревность, куда следует, и что действуя так, не угождает Богу, а идет против воли Его. Это узрение положения дел, при помощи благодати Божией, тотчас изменило его стремления, и он воззвал: "Господи, что повелишь мне делать?" И с этого момента всю свою ревность обратил уже на то, что ему указано было, и всю жизнь не забывал этого события в жизни своей, но благодарно вспоминая его, возгревал тем ревность свою — не щадя сил, работать для Господа Спасителя своего. Так действуют и так следует действовать и всем, искренно обратившимся к Господу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть христианином сегодня — значит ни на минуту не терять бдительности, значит заботиться о религиозном воспитании своих детей, значит с любовью относиться к своему Отечеству, молиться за него, беречь его, и словом, и делом ограждая людей наших от всяких соблазнов, которые способны помрачить истину, но не способны ее искоренить. И какими бы великими силами ни пугали нас, как бы ни были эти силы действительно велики, они не способны ослабить силу Божию, и наш народ, как никакой другой, пройдя через горнило страданий за Христа, знает это. Невозможно идти против силы Божией, потому что на этом пути одерживаются только временные победы, но окончательная победа там, где воскресший Христос.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Непросто развивается человеческая история. Как много противоречий, заблуждений, трудностей! Как не сбиться с пути? Как не потерять самого себя? Как не распять свои принципы и идеалы? Чтобы остаться собой, нужно иметь в руках путеводную нить. Этой нитью является Сам Бог, Который дал нам Свой Божественный закон и сказал простые слова: если будете его исполнять, будете иметь жизнь вечную. Не просто благополучие сиюминутное — жизнь вечную будете иметь; и мы верим, что это не пустые слова. И потому будем держать крепко эту нить, кто бы и как бы ни вырывал ее из рук — хитростью или силой. Мы будем крепко ее держать, не боясь ничего, даже смерти. Верим, что только духовной силой, молитвой и помощью Божией мы сможем преодолеть многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек, и будем погружаться в понимание того, что с Богом мы всегда остаемся победителями.

Что такое догматические формулировки?

Понятие «догматическая формулировка» отличается от понятия «догмат». Собственно, догмат составляет внутреннее, смысловое содержание догматической формулировки, а последняя является его формальным, словесным выражением.

Догматические формулировки могут меняться, не искажая при этом содержания очерчиваемых ими догматических истин, например, в сторону более краткого или более полного выражения содержания догматов; за счёт использования новой богословской терминологии.

Примеры догматических формулировок: Бог един по существу (сущности) и троичен по Лицам (по Ипостасям); во Христе (в Ипостаси Сына Божьего) неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно соединено два естества: Божеское и человеческое; Дева Мария — Матерь Бога (по человеческому естеству); будет всеобщее воскресение мертвых; в конце веков состоится Страшный Суд.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора

глас 2

Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобного Феодора

глас 3

Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Новости по теме

Митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт совершили молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея в центре Баку Митрополит Кирилл и архиепископ Феофилакт совершили молебен на месте мученической кончины апостола Варфоломея в центре Баку

24 июня 2023 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, временно управляющий Бакинской епархией, совершили молебен апостолу Варфоломею у Девичьей башни в центре Баку. По преданию именно на этом месте в I веке принял мученическую кончину апостол Варфоломей.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.