Церковный календарь

6 марта. Память святителя Георгия, епископа Амастридского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 марта. Память святителя Георгия, епископа Амастридского

Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.
Заговенье на Великий пост. 21 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Тимофея в Символех (795). Святителя Евстафия, архиепископа Антиохийского (337).

Святителя Георгия, епископа Амастридского (802–811).

Священномучеников Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); священномучеников Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мученицы Ольги Кошелевой (1939).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

Святитель Георгий, епископ Амастридский

Святитель Георгий был рукоположен в Константинополе во епископа Амастридского архиепископом Тарасием (784–806 гг.). Прибыв в Амастриду, свт. Георгий заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от города сарацин, опустошавших его окрестности, в Трапезунде избавил от смерти невинно осужденных амастридских купцов. Скончался мирно среди своей паствы.

Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери в XVIII веке была привезена из Италии в Россию фрейлиной императрицы Елизаветы. В XIX веке образ стал семейной святыней графов Капнистов, помещиков Полтавской губернии. В 1880 году дочь В. И. Капниста, Мария, тяжело заболела, потеряв способность ходить и двигать руками. Ни харьковские, ни столичные доктора не сумели ей помочь. В феврале 1881 года, узнав, что в Москву приезжает профессор Шарко, Маша с мамой собрались поехать к нему на консультацию. Перед дорогой Маша, прижав к груди семейную икону, усердно помолилась Божией Матери. Почти сразу девочка почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама, я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!» Отслужив перед образом благодарственный молебен, выздоровевшая девочка привезла икону в Москву, и там от образа произошло ещё несколько исцелений. По возвращении в Козельщину икону поставили в специально устроенной часовне. Вскоре в селе был построен храм и основан женский монастырь в честь Рождества Богородицы.

Прощеное воскресенье

В последнюю неделю (воскресенье) перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание прародителей — Адама и Евы из рая. Грех как искажение, несовершенство человеческой природы, следствием чего стала смерть, вошел в жизнь всех потомков Адама, то есть всего человечества. Но Господь Бог как любящий Отец через Жертву Сына — Иисуса Христа — спас людей от вечной смерти, дал каждому возможность вернуться к Богу, иметь с Ним жизнь вечную. Для соединения с Богом человеку необходимо очищение от грехов через покаяние. Средством достижения глубокого покаяния является пост. Вступающим на поприще поста Церковь, прежде всего, предлагает примириться между собой, испросить прощение у всех, кому мы могли причинить обиду. Вот почему последняя неделя перед Великим постом называется еще Прощеным Воскресеньем.

Прощеное воскресенье в древней Руси

В Древней Руси иноки и миряне в Прощёное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощёного дня», или «Целовальника». Обычай прощения берёт своё начало в глубокой древности. Он перешёл на Русь из восточных монастырей. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие же, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками, посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками. В XVII веке француз Маржерет пишет о чине прощения: «На Масленице россияне… посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не видались, — целуются, приговаривая: “Прости меня, пожалуй”; другой отвечает: “Бог тебя простит”». В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключённых.

Священное Писание

Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Мф., 17 зач., VI, 14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 6, 14-21

"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, - и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической перспективе. Эти слова мы должны примерить к самим себе, потому что конец мира для каждого из нас – не за горами. Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже прожили это время, могут свидетельствовать, что оно пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти.

Молитвословия

Тропарь преподобного Тимофея и святителя Евстафия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Тимофея

глас 4

Яко звезда многосветлая,/ от востока возсияв,/ озарил еси в сердцах верных/ добродетели чудес твоих,// чудотворче всеблаженне Тимофее.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 4

Веселися, земле Полтавская/ и все Отечество наше православное,/ се бо яко светозарное солнце,/ явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, молящияся Тебе,/ единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 3

Боголепно во смирении красуется обитель Красногорская,/ осеняемая и спасаемая предивным образом Владычицы Пречистыя,/ Небесе и земли Царицы Богородицы,/ от негоже источники благодати и чаша чудес обильно изливаются,/ и усердно притекающий исцеления верою приемлют,/ и невернии верою крепкою сердца исполняют/ и мы, раби Твои, Богомати, благодарне вопием Ти:/ радуйся, Предстательство христиан непостыдное и обители Твоей красото и радование.

Теги:
Святитель Георгий Амастридский
православный календарь

Все публикации