Церковный календарь

5 марта. Четверг первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 марта. Четверг первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста
День постный. 21 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Тимофея в Символех (795). Святителя Евстафия, архиепископа Антиохийского (337).

Святителя Георгия, епископа Амастридского (802–811).

Священномучеников Александра Вислянского, Даниила Алферова и Григория Хлебунова пресвитеров (1930); священномучеников Константина Пятикрестовского пресвитера, Павла Широкогорова диакона (1938); мученицы Ольги Кошелевой (1939).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Четвертая часть).

Святитель Георгий, епископ Амастридский

Святитель Георгий был рукоположен в Константинополе во епископа Амастридского архиепископом Тарасием (784–806 гг.). Прибыв в Амастриду, свт. Георгий заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример богоугодной жизни. Силой молитвы он отогнал от города сарацин, опустошавших его окрестности, в Трапезунде избавил от смерти невинно осужденных амастридских купцов. Скончался мирно среди своей паствы.

Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери в XVIII веке была привезена из Италии в Россию фрейлиной императрицы Елизаветы. В XIX веке образ стал семейной святыней графов Капнистов, помещиков Полтавской губернии. В 1880 году дочь В. И. Капниста, Мария, тяжело заболела, потеряв способность ходить и двигать руками. Ни харьковские, ни столичные доктора не сумели ей помочь. В феврале 1881 года, узнав, что в Москву приезжает профессор Шарко, Маша с мамой собрались поехать к нему на консультацию. Перед дорогой Маша, прижав к груди семейную икону, усердно помолилась Божией Матери. Почти сразу девочка почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама, я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!» Отслужив перед образом благодарственный молебен, выздоровевшая девочка привезла икону в Москву, и там от образа произошло ещё несколько исцелений. По возвращении в Козельщину икону поставили в специально устроенной часовне. Вскоре в селе был построен храм и основан женский монастырь в честь Рождества Богородицы.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. II, 11-21

11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.

12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,— и оно будет унижено, - 13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, 14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, 15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, 18 и идолы совсем исчезнут.

19 И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, 21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.

На веч.: Быт. II, 4-19

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Притч. III, 1-18

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- 14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] 17пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.

18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее,— и блаженны, которые сохраняют ее!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Бойся Бога и удаляйся от зла» (Прит. 3, 7). Положи в этом предел твоего говения, чтоб в конец его водворился страх Божий и укоренилось твердое намерение уклоняться от всякого зла, хотя бы для этого необходимо было тебе все потерять, даже жизнь свою. Для этого не ограничивайся одним внешним порядком говения, но займись особенно собою, войди в себя и посмотри образ мыслей твоих, во всем ли он согласен с неложным Божьим словом, — посмотри свои склонности и расположения, таковы ли они, каких требует от тебя Господь в Евангелии; посмотри всю жизнь твою, во всем ли она согласна с заповедями Божьими. Все богопротивное оплачь и возненавидь, и положи впредь не возвращаться на то. Когда сделаешь так, премудр будешь, а нет, так нет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы вступили в поприще Святой Четыредесятницы — Великого поста. Это особое время в жизни православного христианина, которое даруется нам для того, чтобы мы изменились к лучшему, чтобы произошли необратимые перемены в нашем сознании, нашей душе, нашем сердце. Эти дни могут быть спасительными, но могут пройти мимо нас, а для кого-то время Святой Четыредесятницы может оказаться не только не спасительным, но даже неполезным. Как замечательно говорит живший в IV веке подвижник Церкви, египетский отшельник Марк, «пост может быть как полезным для тех, кто разумно к нему приступает, так и вредным для тех, кто начинает его неразумно». О какой же пользе поста говорит преподобный пустынножитель? Он учит тому, что пост открывает перед человеком возможность умирения своего плотского мудрования. Пост дает возможность укрепить сердце в молитве и научает нас смиренномудрию.

О покаянии в дни Великого поста

Великий пост — время покаяния, осознания своих грехов и ошибок и попытки исправиться в лучшую сторону. Но это не значит, что постящийся человек должен всем своим видом показывать свою скорбь или особенную «святость» по сравнению с другими. Напротив, Господь говорит Своим ученикам: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 — 34). По словам святого Антония Великого, пост — это воздержание языка, сердца и чрева. За много веков до появления светской психологии отцы Церкви, просвещённые Духом Божиим, знали истину о том, что духовное, душевное и плотское начало в человеке тесно связаны и взаимообусловлены. Плоть и душа, по замыслу Творца, должны подчиняться духу — той части нашего существа, которая способна к общению с Ним и с которой начинается благодатное преображение всего человека. Но в результате неправильного направления личной свободной воли каждого из нас эта иерархия часто нарушается. Пост, соединённый с молитвой и следованием Христовым заповедям, — это средство восстановления человека, его исцеления от греха и ложных жизненных установок.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 4

Веселися, земле Полтавская/ и все Отечество наше православное,/ се бо яко светозарное солнце,/ явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, молящияся Тебе,/ единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

глас 3

Боголепно во смирении красуется обитель Красногорская,/ осеняемая и спасаемая предивным образом Владычицы Пречистыя,/ Небесе и земли Царицы Богородицы,/ от негоже источники благодати и чаша чудес обильно изливаются,/ и усердно притекающий исцеления верою приемлют,/ и невернии верою крепкою сердца исполняют/ и мы, раби Твои, Богомати, благодарне вопием Ти:/ радуйся, Предстательство христиан непостыдное и обители Твоей красото и радование.

Теги:
Святитель Георгий Амастридский
православный календарь

Все публикации