
Седмица 5-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98—117). Преподобного Арсения Великого (449—450).
Преподобных Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.
Мученика Никифора Зайцева (1942).
Память епископа Челябинского и Троицкого Назария (Андреева). Выпускник Казанской духовной академии (1907). Монашество принял в Казани. Являлся викарием Самарской епархии в сане епископа Бугульминского (1927-1929). Скончался в Петушках Владимирской обл. 21 мая 1940 г.
Память архимандрита Арсения (Домонтовича). Ректор Казанской духовной семинарии (1794-1797), настоятель Свияжского Успенского и Казанского Спасо-Преображенского монастырей. Скончался в Нежине Черниговской губернии (время кончины неизвестно). Поминовение совершается в день тезоименитства отца-ректора.
Престольные праздники
Иоанно-Богословский придел Никольского храма г. Елабуги (Н)
Иоанно-Богословский храм с. Большие Ключи Зеленодольского района (К)
Иоанно-Богословский придел Преображенского храма с. Большие Кабаны Лаишевского района (К)
Иоанно-Богословский храм с. Масловка Рыбно-Слободского района (К)
Апостол и евангелист Иоанн Богослов
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик и свидетель Преображения и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, созерцатель Божественных Откровений, занимает особое место в ряду избранных учеников Спасителя. На иконах он изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая особенность духовного облика Иоанна открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу дано наименование Апостола Любви. Любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь. В них апостол останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку.
Написание Евангелия от Иоанна
Священномученик Ириней Лионский (II век) в книге «Против ересей» пишет, что апостол Иоанн написал своё Евангелие в Ефесе. Он оставался там до царствования императора Траяна, дожил до глубокой старости и умер на 68-й год после Страстей Господних. Другие древние церковные авторы указывают, что апостол Иоанн написал Евангелие последним и, будучи знаком с текстами апостолов Матфея, Марка и Луки, восполнил их рассказы, глубже и таинственнее раскрыв догматический и нравственный смысл событий, поэтому древняя церковная традиция назвала Евангелие от Иоанна «духовным». Апостол Иоанн, как и евангелист Лука, говорит, что написал своё Евангелие для укрепления веры в христианах: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).
Священное Писание
Многим сегодня известна китайская фраза: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Действительно, когда в мире происходят глобальные изменения, простой человек убеждается в том, что от него ничего не зависит и он ни на что не может повлиять... Но правильное ли это ощущение? Действительно ли это так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 6.
05Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
06Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
07Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
08Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
09здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Во множестве Евангельских историй есть герои, которых мы практически не замечаем. Слуги, воины, рабы, дети, прохожие и все те, кто остаются безымянными, как будто бы на мгновение появившись на страницах Библии. Нечто похожее можно сказать об одном из героев сегодняшнего чтения. Оно начинается с того, что Христос видит множество людей, которые к Нему идут, и спрашивает у апостолов, где бы можно было купить для них еды. Денег, судя по словам Филиппа, у апостолов немного. Но тут Андрей находит мальчика, у которого есть пять хлебов и две рыбки. Спаситель благословляет их и раздаёт ученикам, для того чтобы те могли раздать желающим поесть. Обычно мы акцентируем внимание на Спасителе. Он проявил заботу и сострадание... или на апостолах, которые были растеряны и пытались понять, как им действовать. Но довольно редко мы вспоминаем о мальчике, который захватил с собой пять ячменных хлебцев и две сушеные рыбки, не так уж и много. Очевидно, что мальчик сам не рассчитывал никого накормить, у него просто было с собой немного еды и он не стал скрывать её от апостолов. В Ветхом Завете, когда иудеи в пустыне нуждались в пище, Бог послал им манну небесную. Он сделал это Сам и людям оставалось только собирать её и есть. В Новом Завете Спаситель совершает чудо, но в качестве Его соработника мы видим мальчика, весь героизм которого был в честности и готовности делиться, несмотря ни на что.
Конечно, кто-нибудь скажет, что, если у маленького мальчика нашлась еда, у других в котомках должно было быть ещё больше. Но судя по реакции народа — совершённое Спасителем именно чудо. Чудо, ставшее возможным благодаря честности и щедрости ребёнка. Не богатого купца, закрома которого полны хлеба, не благочестивого раввина, который полон веры... Нет. Простого ребёнка, на которого мы даже не обращаем внимания. «Вот здесь у мальчика есть немного» — это всё, что мы о нём слышим. И его честности, и щедрости оказывается достаточно.
Когда мы смотрим на сложные обстоятельства, с которыми встречаемся на жизненном пути, мы часто думаем, что от нас ничего не зависит, ресурсов у нас мало и возможностей на что-то повлиять тоже. Мы люди маленькие, что мы можем? В такие моменты нам стоит вспоминать этого евангельского мальчика, участия которого хватило, чтобы насытить тысячи.
священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Человек может сохранить способность отличать добро от зла и правду ото лжи только в свете Христовой истины. Это значит, что свет Христов, свет Евангелия должен быть для каждого человека непреходящим мерилом, самым устойчивым, абсолютным критерием. И если человек живет не в соответствии с Божественной истиной, явленной в Иисусе Христе, если его душа принадлежит противоположному миру, то он ненавидит Божественный свет и не идет к нему. С другой стороны, человек, живущий по правде, идет к Богу, потому что там его мир. Ему не нужно скрываться в потемках, он не боится увидеть в Божественном свете свои грехи, потому что в ответ на это видение в нем раскрываются сила покаяния и сила молитвы. И, проходя через опыт покаяния и молитвы, человек очищается в свете Божественной правды.
Святитель Григорий Палама о поведении в храме Божием
Что нам сказать о тех, которые не в молчании предстоят, не участвуют в воспевании славословий, но разговаривают друг с другом, и сами не слушают священные и боговдохновенные слова, и желающим слушать — мешают? Доколе вы — люди, желающие одновременно участвовать и в молитвах и в неблаговременных, земных разговорах и не исправляющие друг друга, как это подобало бы, но взаимно губящие друг друга, доколе вы не удержитесь от суетных слов, но дом молитвы будете делать домом торговли или вести страстные разговоры, дом, в котором произносятся и воспринимаются слухом словеса жизни вечной? Ныне у нас, братие, жертва приносится не через огонь, как при Моисее, но словом совершается. В то время когда жертва Богу огнём возносилась, приносившие чуждый огонь, вместе с Кореем восставшие против Моисея, были сожжены священным огнём. Убоимся же и мы привносить внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, чтобы не стать вконец осуждёнными сущими в ней Божественными словами.
Свойство Божие — всеведение
Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания). Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум). Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).
Жизнь Господа Иисуса Христа как идеальный нравственный пример
Согласно Писанию, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Проявление образцового поведения, добродетельности, святости — один из важнейших аспектов земного (общественного) служения Христа. Он не только преподал людям учение веры и нравоучение, но и явил Своей жизнью, Своими делами человеческий идеал (этим Он разительно отличается от тех учителей, которые, призывая жить праведной добродетельной жизнью, сами не следуют содержанию собственных призывов). Важнейшим аспектом в деле демонстрации идеального нравственного примера богоугодной жизни Спасителя стало свободное и осознанное принятие Крестных Страданий и смерти, имевшей искупительное значение.
Молитвословия
Тропарь апостола Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.
Кондак апостола Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.
Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.