Омывая речными водами тело, нужно омыть и душу водами истинного покаяния

3726
Фото

Слово клирика Свято-Авраамиевского храма города Болгара протоиерея Владимира Головина в праздник Крещения Господня

Сегодня мы празднуем Крещение Господне. Зададимся вопросом: для чего нужен этот праздник? Некоторые считают, что без праздников жить скучно. А в чем духовный смысл этого праздника? Что-то есть в нем глубинное, что мы должны пережить. Но что?

Крещение Господне — это не просто церковный праздник, это праздник каждого из нас! В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь Иисус Христос вышел на всемирную проповедь спасения человечества. Она началась с крещения Иоаннова. Иоанн своей проповедью готовил общество Израилево к пришествию Спасителя. Он говорил, что понять и почувствовать Бога могут только люди с чистым сердцем. Но мы с вами осквернены различными пороками и грехами, поэтому нам нужно покаяться. Умом Бога не объять — только кающиеся люди могут почувствовать Бога. Иоанн Креститель говорил: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). У вод Иордана он предложил и форму покаяния, которая была известна еще Моисею и древним пророкам — омывание святыми водами. Тех, кто каялся, Иоанн омывал в воде Иордана.

Почему именно в Иордане? Мы с вами помним, что народ Израилев избавил от египетского рабства Моисей. Он привел израильтян к морю, воды которого по воле Бога расступились, и они прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив египтян. После смерти пророка Моисея его преемник Иисус Навин повел израильтян в землю обетованную, и, когда они дошли до Иордана, река расступилась, и народ Израилев прошел по дну. Израильтяне шли в землю Бога, преодолевая водные преграды, поэтому река Иордан имеет большое символическое значение. Омывая речными водами тело, нужно омыть и душу водами истинного покаяния, водами слез. Нужно покаяться во грехе и изменить свой прежний образ жизни. Народ спрашивал Иоанна, кто тот Спаситель человеков, появление которого предсказали пророки.

Он говорил: «… Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем... » (Мф. 3:11). Иоанн не знал Христа, хотя по крови они были родственниками. Он проповедовал пришествие в мир Спасителя, но не знал Его. Иоанну было открыто, что он почувствует Его, получив знак от Бога. И однажды на Иордан пришел Иисус. Когда Он подходил к Иоанну, тот почувствовал, что к нему приближается Бог, безгрешный и чистый. Иоанн внутренне был готов к этому — он ждал Спасителя. Но он не думал, что это будет Сам Бог во плоти. Он осознал это, и наполнился страхом и трепетом.

Христос попросил Иоанна совершить над Ним крещение, то есть омовение как свидетельство Его покаяния и очищения от греха. Но Иоанн в недоумении, ведь Бог безгрешен! Он говорит: «…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). И мы помним, что Господь сказал: «Отложи сегодня это, мы должны исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Слово «правда» — это дословный перевод Евангелия. Смысловой такой: мы должны исполнить справедливость. После этих слов Иоанн не прекословил Христу, а совершил над Ним крещение, погружая Его в воды Иордана.

К чему призывал Иоанн Креститель? К покаянию. В чем? В грехах? Но мы знаем, что являемся грешниками. В связи с этим возникают два интересных вопроса. Первый: в том, что я грешник, только моя вина? Разве не Бог создал человека с свободной волей, а, значит, и с возможностью грехопадения?! Да, это так. Господь дал человеку свободную волю, чтобы он использовал ее для своего духовного роста. Кто дал Адаму шанс рискнуть? Кто дал возможность грехопадения? Творец и Бог! Есть и еще второй вопрос. Понятно, что Адам согрешил, но я-то далеко не Адам. С тех пор прошло много времени, и человечество за этот период деградировало еще больше. Но человек грешит, потому что рождается с корнем порока. Господь говорил, что нужно выполнить справедливость. Но какую справедливость? Ведь это Он нас создал такими. Наш любящий Творец взял на Себя ответственность за наши грехи. Грешим мы, а отвечает за наши грехи Он. Он как будто бы говорит: «Я люблю вас, поэтому ответственность за ваши грехи беру на Себя». Он подставил себя под удар и оказался на Кресте. Он претерпел страдания ради нас, и сегодня мы это и торжествуем.

Когда Иоанн погрузил Христа в воду, Он тотчас вышел из воды. Какая разница, когда Он вышел? К чему такие детали? А разница-то, оказывается есть. В Евангелии нет ни одного пустого слова. Церковное Предание свидетельствует, что, когда к Иоанну приходили люди, он ставил их в воду и заставлял каяться. Люди каялись, стоя в воде. А у Христа-то грехов нет — Бог безгрешен. Поэтому и держать Его в воде не было нужды. Поэтому Он тотчас и вышел. Но вышел с тяжелым бременем ответственности за грехи всего человечества, которые были до Него, были при Нем и будут до скончания века. Поэтому сегодняшний праздник — это не просто воспоминание того, что делал Христос на земле непонятно для чего. Бог взял на Себя ответственность за наши грехи.

Если мы обратимся к Нему с верой и покаянием, это прощение будет нашим прощением. И то омовение, которое Он совершил в Иордане, будет нашим. Переживая это торжество, мы должны сделать так, чтобы прощение вошло в нашу жизнь. В этом нам могут помочь вера и образ жизни. Вряд ли мы станем праведными, но если мы будем каяться во грехах, то сможем заслужить прощение. Неслучайно Сам Господь, после сорокадневного поста, вышел на всемирную проповедь со словами: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Почему? Потому что, как говорил Иоанн Креститель, покаянием можно почувствовать Бога, принять Его и жить с Ним. А Христос, как бы говорит: «И держаться за Бога, идти с Ним можно только путем покаяния». Поэтому сегодняшний праздник несет нам радость и указывает, как нам жить. Главное, к чему мы должны стремиться всей душой и всем сердцем покаяние!

Сегодняшний день указывает путь, который поможет нам обрести спасение в Царствии Небесном. Поздравляю всех с праздником Крещения Господня. В Нем залог нашего очищения. Поздравляю с праздником, который указывает нам путь в Небо, путь в вечность, путь в Царствие Божие. С праздником, дарящим нам глубокую, нечеловеческую радость!

Новости по теме

В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани

19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани.

Крещенская вода и суеверия
Публикации 18 января 2024
Крещенская вода и суеверия

Крещенская вода — великая святыня, как и переводится, кстати, греческое слово «агиасма», обозначающее эту воду. И что нам делать с этой святыней? Зачем она нам дана?

В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Кирилл и епископ Гедеон совершили вечерню и Литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе Казани.

«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня
Онлайн-трансляции 17 января 2024
«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня

17 января на портале «Православие в Татарстане» состоится прямой эфир программы «Беседа со священником». Эфир проведет руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Темой беседы станет праздник Крещения Господня.