«Подражайте мне, как я Христу!»

9333
Фото

Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, опубликованное в Известиях по Казанской епархии 15 июня 1891 года.

В день памяти великих проповедников слова Божия первоверховных Апостолов Петра и Павла невольно останавливается мысль на отеческом настав­лении одного из них. Богомудрый Павел в одном из посланий своих христианам из евреев заповедовал: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие (Евр. 13, 7).

Мудрое наставление, отеческая заповедь! Поминать наставников вообще и особенно тех, которые воз­вещают нам слово Божие — это священная обязанность, это нравственный долг всякого истинного хри­стианина. И чем наставники сии более послужили нам в этом святом деле, тем большего они достойны с на­шей стороны уважения, почтения и благоговейного памятования об их кончине. История христианской Церкви представляет нам длинный ряд имен наставников, благовестников слова Божия; но в этом ряду и по времени, и по значению заслуг первые места принад­лежат святым первоверховным апостолам Петру и тому же Павлу, который дал нам эту заповедь.

Действительно, кто из проповедников слова Божия может сравниться с этими столпами Церкви, с этими богомудрыми учителями вселенной! Святой апостол Петр богат ревностью ко Христу, а святой апостол Павел славен своими подвигами в распространении веры Христовой; своим богомудрым учением, которым он просветил мир.

Из двенадцати спутников и благовестников, избранных Спасителем, во время не многих лет Его земного служения, особенно выдаются две лично­сти: святые апостолы Иоанн и Симон-Петр. Первый известен любовью ко Христу, второй — ревностью в исповедовании учения Его, каковую ревность он засвидетельствовал и словом и делом, и при жизни Спасителя на земле и после Вознесения Его на небо. Так, когда Сам Божественный Учитель, по некото­ром времени учения, испытывает избранных учени­ков Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: а вы за кого почитаете Меня? — Петр пред­упреждает всех Богомудрым ответом: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15-16); и за то своим Учителем не только похваляется, но и убла­жается: блажен ты, Симон, — сказано ему было в от­вет на его исповедание. Известно, что Воскресение Господа прежде всех открылось мироносицам, но свидетельству их об этом Апостолы не поверили: и показались им слова их пустыми, и не поверили им, — заме­чает в своем Евангелии святой Лука (Лук. 24, 10—11). Когда же Воскресший явился Петру, то и прочие апо­столы, прежде общего всем им явления, с твердой уверенностью говорили: воистинну воста Господь и явися Симону Петру (Лук. 24, 33). Наконец Петр торжественно полагает начало Евангельской пропове­ди. Вот в кратких чертах обстоятельства этого величайшего в христианском мире события. В день Пятидесятницы, в Иерусалиме, по сошествии Святого Духа на Апостолов, как повествуется в книге Деяний Апостольских: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деян. 2, 14). При этом он пред многочисленным собранием не только из иудеев, но и пришельцев других стран произнес свою боговдохновенную речь. Действие этой первой христианской, миссионерской проповеди было на слушателей так велико, что из числа их в тот день три тысячи человек присоединились к христианскому обще­ству. Все это возвышало святого апостола Петра в среде самих апостолов. Когда Евангель­ская история представляет Петра в собрании апостолов, имя его первенствует в порядке имен апо­стольских. Когда, например, святой Матфей хочет составить список избранных в звание апостольское, он пишет: двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и потом именует и прочих апостолов (Мф. 10, 2-4).

Не встречаем в этом перечислении только име­ни Павла; но и апостольство Павла столь же величе­ственно, как и Петра.

Господь наш Иисус Христос, призвавший апостола Петра и прочих Своих учеников к апостольскому слу­жению, Сам призвал к тому же и Павла, прекло­няясь к нему из отверстых небес. Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых (Гал. 1, 1), или еще как сам же святой апостол Павел изъясняется, явлением Иисус Христовым.

Восхваливший апостола Петра за его ревность в испо­ведании Своего Божественного происхождения, — Сей Христос Сын Бога Жи­ваго — именует Павла, еще до его вступления на поприще апостольского служения «Избранным сосудом». Так Господь говорил Анании: иди (к Павлу), ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9, 15). Апо­столу Петру надлежало положить начало христианской проповеди. Апостолу же Павлу предстояло преимуще­ственно пред другими апостолами потрудиться в ра­спространении веры Христовой между разными наро­дами. Ему долженствовало основать наибольшее коли­чество церквей, привлечь в стадо Христово огромное число последователей, и при этом вытерпеть самые жестокие страдания. Поистине, нельзя выразить сло­вом громадности, вековечности, и крайней необходимости заслуг, оказанных христианству апостолом Павлом через проповедание слова Божия. Для увековечения благодарности за апостолом Павлом достаточно указать на громадность пространства, в пределах которого так неусыпно трудился Апостол. А это пространство про­стирается от Иерусалима до Иллирика (римская провинция — прим. ред.), и от Иллирика до Рима. Наконец, уму апостола Павла, просвещен­ному Духом Святым, принадлежит глубокое изло­жение им в своих посланиях великих истин и тайн Божиих, сокровенных от века, но открытых в Христовом Евангелии. В виду этих великих подвигов и заслуг апостола Павла, Святая Церковь соеди­нила имя его с именем Петра, усвоив им наиме­нование первоверховных.

Итак, празднуя память первоверховных апостолов, чем почтим настоящее торжество, чем ублажим память его виновников? Молитвой? — Дело доброе, но на сей раз не вполне достаточное! Похвалами первоверховным апостолам? Но язык мой изнемо­гает в изобретении достойных слов к сплетению им венца похвального! Если святитель Иоанн Златоуст, столь многими похвалами возвеличивший Павла, напоследок имел нужду сказать, что удобнее океан исчерпать, нежели Павловы похвалы исчислить, то что уже до­вольно бренные наши уста сказать возмогут!

Однако же, и на сей раз мы не беспомощны. Тот же богомудрый Павел указывает нам надежнейший способ, которым мы достойно можем ублажать подвиги первоверховных апостолов. По его настав­лению истинное почитание великих проповедников слова Божия состоит в том, чтобы «взирающе на скончание жительства их, подражать вере их, после­довать их богоугодному житию и их богоподобным добродетелям». Что пользы восхвалять мужей свя­тых устами и оскорблять память их делами неправедными, — прославлять в лице их добродетели, а самим оставаться во грехах и беззакониях? И для живущих на земле праведников не красна похвала во устах грешников; тем паче оскорбительна та­кая похвала для живущих и царствующих со Хри­стом на небе святых. Кто бо нам упование или радость или венец похваления? — писал апостол Павел к своим солунским ученикам, которые отличались особенным усердием в исполнении апостольских настав­лений, — Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? (1 Сол. 2, 19); вы, кото­рые приняли слово мое не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих (1 Сол. 2, 13) — с живым усердием и ревностью, которое посему плодоносно и растимо в вас и приносит плод во святыню; —вы, которые последовали моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению; — вы, которые все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

Так должно, братия мои, прославлять память святых апостолов — не словом, а делом, не одним восхвалением их добродетелей и подвигов, а подражанием им в своей жизни. Надобно усвоить себе их богоподобные и боголюбезные добро­детели, их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратьям своим, их воздержание и самоотвержение, чтобы сделаться, подобно им, сы­нами Всевышнего, царским священством, языком свя­тым, людьми обновления, человеками воистину Божии­ми. Надобно быть, подобно им, истинными рабами Господа Иисуса Христа, служить Ему единому препо­добием и правдой во все дни живота своего, благоугождать Ему всесердечным послушанием святейшей воле Его, исполнением святых и животворных заповедей Его. Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу! Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал святой Павел всем чадам своим о Господе[1].

О. В. С.


[1] См. Слова Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского, т. I, стр. 188.

Новости по теме

Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»
Публикации 9 февраля 2024
Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»

Сегодня, в день памяти огненного проповедника святителя Иоанна Златоуста, мы публикуем одну из его известных проповедей в пересказе на современный русский язык. Здесь и о Литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве «Отче наш» — много интересного и важного.

Христос рождается в каждом из нас
Публикации 6 января 2024
Христос рождается в каждом из нас

Мы с вами приходим в Божий храм, и каждый раз нам что-то здесь открывается. Мы исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин, и Господь наполняет нашу душу. Из храма мы уходим одухотворёнными, счастливыми, потому что получили дары от Бога.

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

«Казанская семинария как она есть»: протоиерей Владимир Самойленко
Публикации 14 ноября 2023
«Казанская семинария как она есть»: протоиерей Владимир Самойленко

Интервью кандидата философских наук, преподавателя кафедры исламоведения Казанской духовной семинарии Елены Рогатиной с ректором Казанской православной духовной семинарии протоиереем Владимиром Самойленко.