Почему в Церкви распространено обрядоверие?

2489
Спрашивает: Елена, Россия
Здравствуйте! Почему верующие в основном спрашивают как выполнять те или иные ритуалы (как ставить свечки, когда и во сколько молится и т. д.). Почему Церковь не объясняет, что главное это то, что происходит в душе, а не в каком порядке вы ставите свечки и какой ложкой едите?
Отвечает: протоиерей Валерий Каранаев

Здравствуйте, уважаемая Елена!

«Благодари Господа, что Он даровал тебе время поучаться в учении святых отцов для созидания души своей… Однако ж не должно останавливаться на одном разумении писаний, но надобно простираться и на делание, при скудости же оного, за наше бессилие или нерадение, пока снидем в глубокое смирение, по учению святого Варсануфия «имей себя под всей тварью»» (прп. Макарий Оптинский).

Давайте для начала определимся с понятием — Церковь.

Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие — части этого Тела. Богочеловеческий организм — это и есть Церковь. Церковь — единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.

Церковь можно условно разделить на Небесную — Торжествующую (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане) и Земную — Воинствующую (ведущую борьбу с диаволом и грехом). День рождения Церкви начался с сошествия Святого Духа на апостолов. Через апостолов Вера Христова распространилась по лицу всей земли. Ещё со времён Ветхого Завета Богом через пророков было установлено когда, какие и как   совершать службы. Составление и совершение богослужений и установлений в Церкви со времени Нового Завета также нельзя отнести к делам рук человеческих. Основным действующим Лицом в Церкви является Святой Дух. Не даром все решения Вселенских Соборов начинались словами «Изволися Святому Духу и нам…». 

Апостол «языков» — Павел, избранный сосуд Божией благодати говорит: «только всё должно быть благопристойно и чинно.» (1 Кор. 14:40). Поэтому и существует церковный этикет и правила пребывания в храме. И многие верующие, делающие первые шаги в церковной жизни, стараются соответствовать определённым нормам, выработанным за две тысячи лет существования христианства. И обвинять их в этом было бы не верным. Другое дело, что дальше этого некоторые двигаться не желают. Здесь тогда у этих людей вместо Веры проявляется обрядоверие.

Обрядоверием является та форма религиозного сознания, при которой внешняя, обрядовая сторона богослужения самоценна, она ставится выше (или полностью заменяет) внутренние личные взаимоотношения человека с Богом. Обрядовер считает, что главное значение для его спасения имеет неукоснительное исполнение обрядовых действий, но при этом знание и переживание их духовного смысла не представляется для него значимым.

В основе обрядоверия лежит магический тип мышления человека: обрядовер считает, что с помощью обрядов (таинств) способен влиять на Бога, или что участием в ритуале может сверхъестественным образом как-то повлиять на окружающий мир, себя и близких. Проявлением такого типа обрядоверия является, например, практика принятия Крещения с целью избавления от «сглаза», а Причастие «для здоровья»; возжигание бесчисленного количества свечей у икон, которые щедро ставят люди, забежавшие в церковь мимоходом, чтобы «помочь» кому-то из родных избавиться от болезни без молитвы, без Покаяния и Причащения и понимания того, что возжигание светильников служит лишь символическим исповеданием, что христиане следуют Иисусу Христу, который есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Таким образом, человеку на самом деле проще выполнять какие-либо формальные требования, чем трезво и бдительно следить за своим внутренним миром, мыслями, исправлением и  духовным ростом.

Обвинять же Церковь, что она не объясняет, что «происходит в душе», необоснованно. Напротив, в Соборных посланиях апостолов и посланиях апостола Павла Вы найдёте то, что является основополагающим в деле спасения. А кто они, как не Церковь? В Православии с Рождества Христова до наших дней образовался огромный багаж духовных знаний. Возьмите хотя бы наших современников и их труды: Паисий Святогорец «С болью и любовью о современном человеке», святитель Лука (Войно-Ясенецкиий) «Дух, душа, тело», митрополит Вениамин (Федченков) «О вере, неверии и сомнении», игумен Никон (Воробьев) «Нам оставлено покаяние» и т.д. Список можно продолжать и продолжать. Они тоже Церковь.

За каждым богослужением в церкви произносится пролог или проповедь, в которых отнюдь не говорится о том, «в каком порядке вы ставите свечки и какой ложкой едите», а наоборот, как стремиться к спасению. Если Вы имеете ввиду отдельно взятый приход, то вопрос не по адресу. Да и то, для того, чтобы делать подобные выводы, необходимо в течение продолжительного времени посещать ежедневно все богослужения. И только на основании услышанного и увиденного делать свои выводы.

Дай Господи, чтобы Вера как добровольный союз между человеком и Богом присутствовала во всех верующих. И чтобы она проявлялась не только в знании, а прежде всего в самих делах.

Вернуться к списку

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС