30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Антония Великого (356), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора иерей Виктор Бельских, секретарь митрополита иеромонах Алексий (Яцейко), насельник Казанско-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Тихон (Щербаков), клирики собора иерей Андрей Хоменко и иерей Димитрий Аликин.
Богослужебные песнопения исполнил архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко. По запричастном стихе проповедь произнёс иерей Димитрий Аликин.
После отпуста Литургии духовенство и верующие пропели тропарь, кондак и величание преподобному Антонию Великому.
В завершение богослужения владыка Кирилл поздравил молящихся с воскресным днём и обратился к прихожанам с проповедью:
Преподобный Антоний прожил 106 лет, и большую часть отведённого ему Богом времени пребывал в пустыни. Он — начальник пустынножительства. Преподобный Пахомий Великий — основатель общежительного монашества, а преподобный Антоний — основатель монашества отшельнического, которое было распространено в Египте, но к которому стремились сердца многих людей, живших в разных концах земли и в разное время. Преподобный Серафим Саровский уходил в пустыню и жил один; уединялся и преподобный Серафим Вырицкий. Стремление пребывать в тишине и уединении — естественное для человека, который желает угодить Богу.
Преподобный Антоний оставил много поучений и одно из них гласит: «Сын мой! Храни себя в безмолвии: многословие удаляет от Духа Божия». Глядя на сегодняшнее время и слыша евангельское чтение воскресной Литургии (Лк. 18:35-43), мы в очередной раз понимаем, как много в нашей с вами жизни ненужных слов. А ведь слова имеют материальное значение: часто даже хорошие слова удаляют нас от сути, а злые и скверные — наполняют жизнь.
Каждый из нас нуждается в милости Божией. Мы постоянно припадаем ко Господу, просим Его о поддержке и помощи. Слепорождённый, о котором мы слышали в Евангелии, обратился к Богу с единственной просьбой: «Когда слепец подошёл, Христос спросил его: что ты хочешь? Он отвечал: чтоб мне прозреть. Иисус сказал: прозри! Вера твоя спасла тебя». В этом диалоге нет многословия и пустословия, всё кратко и ясно, как и везде в Евангелии.
Эта ясность должна быть и в нашей жизни. Человек, который начинает понимать жизнь, уходит от многословия, уходит от суеты, начинает ощущать зерно истины. «Христос вопрошает: что ты хочешь?» Чего хотим мы с вами сегодня? Здоровья себе и близким, благополучия, хорошей работы. Мы хотим безбедно жить и хорошо отдыхать. Но когда человек увидит истину, у него не будет других желаний, кроме как наследовать жизнь вечную. Человек захочет, чтобы Господь спас его Ему одному ведомыми путями. Господь обернётся к человеку и спросит: что ты хочешь, — как Он спросил слепорождённого. Слепой не просил у Бога богатства или других благ — он хотел только прозреть.
И мы с вами должны для себя выбрать это зерно истины, просить у Господа того, в чём мы по-настоящему нуждаемся в этой жизни. Господь Бог — щедрый даритель, Он даёт всем, Его милость безгранична. Но чего мы хотим? Мы должны чётко и ясно ответить себе на этот вопрос. В этой жизни мы тоже ходим как слепые: главного не видим, уныние душу одолевает. Что с этим делать, вроде бы знаем, но не делаем. Обратимся же к Богу в умилении сердца, попросим у Него настоящего и подлинного. У каждого на душе своё. И пусть это «своё» сегодня возопиет к Богу устами человека, о котором мы слышали в Евангелии. Пусть Господь даст нам прозреть, чтобы мы увидели, что нам надо для этой жизни и наследования жизни вечной. Храни вас всех Господь!