Нет правды без любви

7706

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), — гласит восьмая заповедь блаженства. О какой же правде в ней идет речь? Может быть, о житейской, служебной или общественной? Может, людей изгнали за то, что они не позволяли выгуливать собак без намордника, припарковывать автомобили на детской площадке и неустанно боролись за свои права? Нет, это все — не о том.


Сущность истинной правды

Так о какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме поклоняется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».

Об осмысленном несении жизненного креста

Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав — дело правды, жертвовать ими — дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью кто-то скажет, что он уродлив, то формально он будет прав. Но Божией правды в его словах не будет. Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. Зачастую правда Божия и правда человеческая — совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если все выглядит вполне справедливо. И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего и проявляющая терпение, присутствует истинная правда.

Преподобный Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах, паче Он благ и благостен». (Лк. 6:35). Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать — за любовь к человеку, к истине, к Богу, за исполнение заповедей Божиих. Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.

Тернистый путь истины

Конечно же, мы не можем говорить о том, что каждый христианин обязательно должен быть гоним на протяжении всей своей жизни. Но любой православный, несомненно, будет — в то или иное время — нести такой крест.

«Отчего же такая уверенность?» — спросите вы. А уверенность эта следует из истории апостольских времен, когда были первые гонения на христиан. И из взгляда на нравственные ориентиры современного человека. Современные люди уважают силу и умение жестко отстаивать свои интересы; они не хотят брать на себя какие-либо заботы и ответственность; они не хотят признавать своей греховности, и убеждают себя, что у них все в порядке. Этот список можно продолжать еще долго. И в то же время у современного человека вызывают раздражение такие качества, как кротость, смирение, долготерпение, милосердие, забота о чистоте совести. Все эти качества явно противоречат современным мирским ценностям, потому как «мир весь во зле лежит» (1Ин. 5, 19). И поэтому, когда мирское понятие соприкасается с христианским, между ними всегда возникает искра, конфликт, негодование и, как результат — гонение. Это подтверждает и апостол Павел: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3, 11-12).

Испокон веков существует непримиримая ненависть между добром и злом, между праведностью и грехом, между светом и тьмой, между истиной и ложью. Поэтому были, есть и будут поношения и гонения за правду, за веру Христову до самого скончания мира.

История помнит много имен и гонителей, и гонимых. Первым из них был Каин, убивший Авеля за его благочестие. Злонравный Исав гнал кроткого своего брата Иакова. Дети Иакова гнали брата Иосифа и продали его в Египет за его добронравие. Кроткого Давида до смерти гнал несчастный Саул. Иудеи гнали и били камнями пророков своих, обличающих их беззаконную жизнь, и, наконец, убили величайшего Праведника и нашего Спасителя — Господа Иисуса Христа. После вознесения Спасителя открылся длительный период страшных гонений на последователей Иисуса Христа. Среди них — имена многих великих святых: святого Афанасия и Мелентия Антиохийского, Олимпиады Благочестивой и святого Василия, Иоанна Златоуста и патриарха Гермогена… Список этот неисчислим. Потому что каждого человека, который пытается жить в мире и согласии с Богом, силы тьмы хотят искусить и совратить с истинного пути послушания Законам Божиим.

Плоды гонений

Потому все эти гонения за правду как происходили, так и будут происходить. Не за правду вообще — житейскую, служебную или общественную, а за самую насущную для человека — правду Христа. Потому что только эта правда отвечает основным запросам человеческого духа и только она помогает по-настоящему разрешить и все остальные запросы (или правды) человеческой жизни: житейско-семейные, служебно-трудовые и социальные. Мудрый Иоанн Златоуст толкует плоды гонения таким образом: «Подобно тому, как растение быстрее растет, когда его поливают, так и вера наша сильнее расцветает и быстрее умножается, когда подвергается гонениям».

Ненависть мира

Ненависть мира

Но как ранние христиане были сильны верой в Бога, не испугавшись гонений и не отступив от Иисуса Христа, так и современных христиан не должны пугать страдания. Ничто и никто не может повредить человеку, если он любит Иисуса Христа и следует Его учению. Господь будет с таким человеком во всякое время и во всяком месте, охраняя и утешая его. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5). И понимая, что сему надлежит быть, и что Господу угодно, чтобы мы шли путем благочестия и добродетели, все скорби, лишения и гонения эти нужно переносить с мужеством и благодушием, преодолевая все преграды с непоколебимым терпением.«В терпении вашем стяжите души ваша», — говорит Спаситель.

И тот, кто станет участником страданий Христовых, станет участником победы и славы Христовой. «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17). В Библии о гонимых за правду говорится так: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7:14-15).

Благоразумие и награда

Однако, любя и высказывая смело святую правду, и ненавидя неправду или грех всякого рода и обличая их с кротостью и терпением, не нужно забывать и о благоразумии. О том благоразумии, которое требует не всегда и не всякому высказывать правду. Ведь порой бывает так, что слово правды может ввергнуть человека в явную опасность, и при этом пользы от нее не выйдет ровно никакой. В таком случае лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду. Потому что и добродетель порой требует умеренности и благоразумия, а без нее либо уже и не добродетель, или теряет свою ценность.

«Один из признаков истинности Церкви — постоянные гонения на неё»

Духу времени обыкновенно враждовать против Духа Христова. И путь благочестия и добродетели труден и тернист. Но во всех скорбях и любых неприятностях, испытываемых ради Христа, да будут утешением всем слова Господа нашего Спасителя: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное».

Новости по теме

Среда четвертой седмицы Великого поста
Публикации 22 марта 2023
Среда четвертой седмицы Великого поста

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом.

Владимир Легойда: Над верующими Украины проводят чудовищный эксперимент
Актуальная аналитика 16 февраля 2023
Владимир Легойда: Над верующими Украины проводят чудовищный эксперимент

Власти Украины усиливают репрессии в отношении канонической Церкви. Об арестах, изменении церковного календаря и храмах Киево-Печерской лавры рассказал в интервью РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Хочу, Господи!
Публикации 22 января 2023
Хочу, Господи!

Помнится мне один весьма показательный случай, как Господь смиряет, учит слушаться Его воли, и как человек, бывает, не способен это понять.

Смиренный епископ и сила молчания
Публикации 16 декабря 2022
Смиренный епископ и сила молчания

«Свете тихий» — поёт о Господе Церковь; «Господь в веянии тихого ветра» — говорит о Нём Библия; тишины помышлений — тишины, укрывающей нас от бури житейской суеты — тишины, воспитывающей в нас живую молитву, просим мы у Господа ежедневно.