Вторник пятой седмицы Великого поста

4194
Фото

О сребролюбии

Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании.

1. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.

2. Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.

3. Оплакивающий себя самого даже и тела своего отвергся и не щадит его в случае нужды.

4. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное.

5. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным.

6. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто.

7. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки.

8. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету.

9. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2Сол. 3, 10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20, 34).

Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения.

Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»

О лжи

Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.

1. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога.

2. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголощия лжу (Пс. 5, 7), то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

3. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

4. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай, — внушают они нам, — повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем Суде; ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

5. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва.

6. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть.

7. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности.

8. Один лжет ради увеселения, другой — ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло.

9. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет.

10. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что в самом деле есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж и думает соделывать спасение иных своею погибелью.

11. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее.

12. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства.

13. Развеселившийся от вина поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может.

Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей.

Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Проходя достойно через испытания, человек обретает первенство пред Богом, а проще говоря, спасение, наследуя жизнь вечную. Но не только в вечной жизни человек получает ответ от Бога. Эта жизнь становится наполненной глубоким смыслом, радостью, подлинным счастьем. Вся эта суета, которая дает нам видимое, такое скоропреходящее счастье, уходит куда-то за горизонты зрения; и человек обретает в общении с Богом подлинное счастье, непреходящую радость и Царство Небесное. Мы должны помнить, что когда Господь попустит нам скорбь и проведет через страдания и испытания, мы должны воспринимать эти скорби с терпением и благодарением Богу; и, может быть, мы во многом сравняемся с теми, кто добровольно принимает на себя скорбь, чтобы быть ближе к Господу и обрести Его благоволение.

Слово митрополита Феофана

Проповедь митрополита Феофана в день памяти 40 мучеников Севастийских в Никольском соборе Казани

Сегодня Святая Церковь празднует память 40 мучеников Севастийских. Мученики — семя христианства. 40 мучеников Севастийских сначала жестоко били, принуждали поклониться идолам или хотя бы бросить на идольский жертвенник горсть фимиама, — тогда им была бы дарована жизнь. Но они выбрали смерть, нежели согласились променять поклонение истинному Богу на идоложертвенное приношение.

То было в далекие времена, когда христианство только становилось. Казалось, что чем дальше от эпохи гонений, тем жизнь христиан будет спокойней. Но нет, на христианах исполняются слова: «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). И мы, живущие в России, как никто другой испытали это на себе. В XX веке лилась христианская кровь, тысячи священников, епископов, монахов были замучены. А кто совершал эти зверства? Наш народ, ранее называвший себя православным, рушил храмы, ругался над святынями, подобно Савлу, искал повсюду христиан и гнал их.

Мы удивляемся: как же могло такое быть? Причина, конечно, в природе человека, в нашей склонности ко греху. Но богоотступничество, как это было у нас на Руси, не случайно. Посмотрите, что творится сегодня, какие нападки идут на Святую Церковь и на духовенство — на Патриарха, на епископов, на священников. Всё в Церкви плохо! Если в церкви чисто: «Они живут богато». Если видят какие-то непорядки, крыша худая: «Что ж они такие ротозеи, ничего не делают?» Всегда будут винить Церковь те, кто ненавидит Христа! Главная цель для них — Христос, и мы, Его последователи, естественно, будем ненавидимы.

Надо помнить, что народ, потерявший веру своих отцов, восстающий на свои святыни, следующий чуждым традициям, погибает. Почему великая страна СССР вдруг распалась, как карточный домик? Потому что главной идеей создателей и руководителей Союза была жизнь без Бога. Целая армия боролась против веры, против Бога, а значит, против истины.

Встретившись на пути Савлу и ослепив его Божественным светом, Господь сказал: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5)». Савл поверил Христу и стал великим Павлом. И мы должны опомниться, если не хотим погибнуть, а вновь стать великой Святой Русью, народом святым и избранным. Это возможно только с Богом.

Священное Писание

Бытие. XV, 1-15

1После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

2Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

3И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

4И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

5И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

6Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

7И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

8Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

9Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

10Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

11И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.

12При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

13И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй.

Притчи Соломона. XV, 7-19

7Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

8Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

9Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

10Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

11Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.

12Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

13Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

14Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

15Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

16Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

17Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

18Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

19Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Новости по теме

«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста
Онлайн-трансляции 28 марта 2024
«Весна души»: иерей Александр Ермолин — о смысле Великого поста

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин еженедельно по четвергам в прямом эфире будет рассказывать слушателям об обычаях, символах и духовных смыслах дней Святой Четыредесятницы.

В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения В родительские субботы Великого поста в храмах Татарстанской митрополии пройдут заупокойные богослужения

30 марта и 13 апреля в храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения великопостных родительских суббот.

В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре пройдут лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре начинает работать лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции еженедельно будет проводить руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Встречи будут проходить по пятницам в 18.00

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.