Казанская Раифская (в честь преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св.Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена.
Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит. А вскоре была устроена и часовня. По преданию построение часовни было ознаменовано особым знаком благоволения Божия - один из иноков видел над местом предполагаемого устроения часовни простирающуюся из светлого облака благословляющую длань, другие в это лее время слышали колокольный звон. Уже по смерти Филарета (предположительно в 1659 г.), погребенного в Спасо-Преображенском монастыре, за благословением на основание монастыря к Казанскому владыке от лица иноков обратился монах Фаддей. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий благословил это благое дело, прислав к отшельникам для устроения святой обители опытного казанского иеромонаха Савватия. В 1662 г. была построена первая деревянная церковь во имя свт. Евфимия, архиепископа Новгородского. Одновременно возводилась стена с двумя надвратными храмами, один из которых - в честь преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, дал название и самой обители - Раифская пустынь. Главной святыней Раифской пустыни явилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери (список с Красногорского образа). Митрополит Казанский Лаврентий, бывший до своего назначения в Казань игуменом Важского монастыря, располагавшегося неподалеку от Красногорской обители, направил лучшего иконописца в Красногорскую обитель для снятия точного списка с Грузинской иконы Божией Матери. Этот список был доставлен в Раифскую обитель торжественным крестным ходом, возглавляемым самим митрополитом Лаврентием. Очень скоро Раифский список Грузинской иконы Божией Матери прославился чудотворениями. Был установлен ежегодный крестный ход (31 июля) с этим образом в Свияжск, где в течение 20 дней икона поочередно находилась в каждой приходской церкви и монастырях.
Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии, Начиная с 1670 года, когда по челобитной игумена Савватия царю Алексию Михайловичу монастырь получил пустошь над рекой Камой, Раифская обитель стала прирастать лесами, лугами и пашнями. Однако, в 1689 году пожар истребил все монастырские строения вместе с утварью. Обитель пришла в крайнее запустение, и только заботой правящих архипастырей Казанских Адриана (будущего патриарха Московского и всея Руси), Маркелла и Тихона III монастырь вновь расцвел. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов, считая придельные. Почти все церкви получили вклады от митрополита Тихона и от именитых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П.Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый храм во имя Грузинской иконы Божией Матери. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благотворителя Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (†1901). По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому можно было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, игумен встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к О.Вениамину, игумен, благословив их, спросил девочку:
- Как тебя зовут? Та ответила: «Мася».
- Сколько тебе лет? - Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырех лет.
- Ну хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
- Строй.
- Спаси тебя Господи, деточка, - сказал игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. А на следующий день к нему пришел купец Атлашкин и сказал:
- Вот, батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич -один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.
На что игумен ответил: «Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
- Ну вот слава Богу, - ответил купец, - так я вам сегодня же начну перевозить кирпич...
14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню подняли крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящен во имя Архангела Михаила, в честь небесного покровителя купца Михаила Атлашкина.
Собор в честь Живоначальной Троицы был построен в 1910 году по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Храм славился замечательной акустикой - пение четырехи иноков на хорах сльтитилось окрест на 2 версты.
Монастырь был закрыт в 1928 году, на месте него еще около полутора лет существовала приходская община, возглавляемая иеромонахом Иосифом. На престольный праздник преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных - 27 января 1930 года все иноки Раифского монастыря вместе с собравшимися на праздник инокинями и мирянами были арестованы. Шестеро из насельников Раифского монастыря - иеромонахи Иосиф, Сергий, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Петр приняли мученическую кончину, остальные были сосланы в концлагеря.
С начала 1991 года комплекс Раифского монастыря первым из всех прежних монастырей Казанской епархии был передан Русской Православной Церкви. По благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия (ныне архиепископа Казанского и Татарстанского), священноархимандрита Раифской пустыни начались реставрационные работы. Наместником монастыря был назначен игумен Всеволод (Захаров) (ныне - архимандрит). 14 августа 1991 года в обитель был перенесен чудотворный Грузинский образ Божией Матери, совершено первое богослужение и освящен Грузинский храм, а 2 июня 1996 года был освящен последний из трех восстановленных храмов обители - Троицкий. 6 апреля 1997 года в присутствии нескольких тысяч верующих состоялась канонизация новых преподобномучеников Раифских, убиенных в 1930 году.
Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из дейтвующих монастырей Казанской епархии.
Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.