Возникшее около середины XV века, на развалинах Булгарского царства, Казанское ханство за все время своего не продолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним Московским царством. Казанские татары в месте с черемисами и чувашами, очень часто делали набеги на сопредельные селения и города Русского государства, а особенно на Нижегородские земли. Они старались награбить как можно больше и захватить пленников. В один из таких набегов в 1505 году, из Новгорода в месте с другими пленниками был уведен в Казань один богобоязненный и благочестивый юноша, по имени Иоанн. После прибытия в Казань, все пленники были разделены между теми, кто участвовал в набеге. Иоанн достался одному ханскому родственнику, по имени Алей-Шпуру. Будучи юн годами он хорошо был наставлен в христианском учении и получил прекрасное домашнее воспитание. Он приучен был к строгому исполнению требований христианской веры- соблюдал посты, не любил праздности и все время проводил в трудах и молитвах. За такое трудолюбие Алей-Шпур сделал Иоанна своим личным слугою. Иоанн усердно исполнял возложенные на него обязанности и терпеливо переносил неволю, не смотря на все насмешки, которыми осыпали его мусульмане. Уповая на милость Божию он проводил ночи в молитве.
Ценя Иоанна, как прекрасного слугу, Алей-Шпур пожелал обратить его в мусульманство. Но кроткий, во всем послушный и исполнительный Иоанн не мог исполнить этого желания своего господина. Ни ласки, ни угрозы не могли поколебать Иоанна. Он смело объявил Алей-Шпуру, что он христианин, и ничто не заставит его переменить свои убеждения. Даже мучения, которым подвергли его, чтобы вынудить отречься от Христа, не достигли цели. При этом он не только с силою защищал христианскую веру, но и обличал ложное учение Магомета. Видя с одной стороны безцельность своих многочисленных попыток обратить Иоанна в мусульманство, а с другой твердость, с которой мученик открыто исповедывал Христа, а Магомета называл лжецом, разгневанный Алей-Шпур в 1529 году приказал умертвить верно служившего ему Иоанна. Ему связали руки ремнем и вывели за город на близлежащую гору. Там ему должны были отрубить голову. Истязая страдальца, мучители нанесли ему много ран, и мечем на сквозь прокололи живот. Желая отсечь ему голову, удар был нанесен неудачно. Страдальцу рассекли только шею, от чего он, обливаясь кровью, упал без чувств. Мучители, считая его мертвым, возвратились в город. В этот день был сильный мороз. Много часов Иоанн пролежал без чувств и только поздним вечером очнулся. Желая прославить Своего мученика, Господь дал ему достаточно сил, чтобы подняться, при чем руки его развязались сами собой, и он, осенив себя крестным знамением, поддерживая руками свою голову, направился в город к жившим там боярам великого князя Московского. Придя к боярам уже глубокой ночью, Иоанн рассказал им о том, какие мучения он претерпел от татар. Нанесенные ему раны были смертельны. Предчувствуя близкую кончину, он просил находившегося при боярах священника причастить его Святых Христовых Тайн. Причастившись, Иоанн провел остальную часть ночи без сна в молитве и утром при восходе солнца предал свою душу в руки Божии. Благоухание наполнило дом, где находилось тело святого мученика Иоанна. Так Господь прославил смиренного Своего исповедника, и все христиане прославили Бога, дивного во святых Своих. Честное тело святого мученика Иоанна было погребено тайно в лесу, около Казани, на русском кладбище, вероятно, на том месте, где находится сейчас Зилантов монастырь.
В1592 году святитель Ермоген, митрополит Казанский и Астраханский (в последствии Патриарх Московский и всея Руси, память 17 февраля), ходатайствовал о канонизации мученика Иоанна перед Патриархом Иовом. Благословение на это было получено.
Сохранилось описание внешностимученика Иоанна:«...Млад, рус, брада невелика...»