Церковь Ярославских чудотворцев

Церковь Ярославских чудотворцевОдин из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Храм был построен в 1796 году как двух-престольный (придел был освящен во имя св.Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода, и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница сРака с мощами свт. Гурия Казанского. Богослужение в день празднования памяти святителя. мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов было закрыто, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери (из Седмиезерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г.Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г.Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в XIX-XX вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др. Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края: епископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952); епископа Казанского и Чистопольского Иустина, прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем вскоре скончавшегося; иеросхимонаха Серафима (Копгурина, последнего из числа братии Седмиезерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленскую Седмиезерную икону Божией Матери). У Никольского придела кладбищенского храма находится крест нал могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев». Его особенно почитают православные кряшены.

Чудотворный образ прп. Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря)Слева от церкви, у северного бокового входа находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Вокруг храма находится множество могил казанского духовенства. Традиция погребения умершего духовенства поблизости от церкви сохраняется до последнего времени. Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. На Арском кладбище находится могила выдающего казанского философа и богослова профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), автора знаменитого исследования «Наука о человеке» - посвященного христианской антропологии.

В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.