19 декабря. Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

8467
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335).

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. С юности святитель вел строгую подвижническую жизнь. Приняв священнический сан, он пользовался большой любовью горожан за свое милосердие и пламенную веру. Святитель Николай был рукоположен в пресвитера своим дядей, городским епископом. В его отсутствие святой управлял епархией и помогал неимущим. Так, он снабдил большим приданым дочерей бедняка. Во время плавания в Палестину проявился дар чудотворения святителя: он предсказал, а потом и усмирил бурю, воскресил упавшего с мачты матроса. Позднее он стал архиепископом города Миры, жил аскетом и прославился как защитник невинно осужденных: однажды он вырвал меч из рук палача, остановив казнь, и даже правитель не перечил ему — таков был авторитет преподобного Николая. Много потрудился святитель и в борьбе с арианской ересью. После кончины святого Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи святителя продолжают по сей день источать благоуханное миро, обладающее даром исцеления страждущих.

Помощь святителя Николая Чудотворца

Одно из добрых дел святителя Николая, почитаемого как скорого помощника и заступника, относится к начальному периоду его служения в сане епископа. От родителей ему досталось наследство, и святитель употребил его на помощь неимущим, стараясь благотворить тайно. У одного бедняка в Патарах было три дочери; ему не на что было жить и тем более выдать их замуж. Будучи лишь по имени христианином, в этой тяжёлой ситуации он дошёл до мысли пожертвовать честью дочерей и из их падения извлечь средства для жизни. Святитель Николай получил от Бога откровение о преступном намерении отца и решил спасти этих людей от голода и духовной гибели. Три ночи он тихо приходил к их дому и бросал узелки с золотом. Эти средства помогли отцу оставить мысль о предании дочерей греху и благодарить Бога.

Евангелие дня

В Евангелии мы можем найти только одну пространную речь Христа — это та речь, которая была сказана Им непосредственно перед тем, как Господь был взят под стражу. Во всех же остальных случаях Его слова довольно краткие. Конечно, можно предположить, что краткостью отличаются не сами слова Христа, а лишь их передача евангелистами, но это маловероятно, ведь евангелисты не скупились на описание различных деталей Христова земного служения и было бы странно предполагать, что все они дружно решили сэкономить на прямой речи Спасителя. Причина краткости евангельских изречений Христа иная: истина не нуждается в пространном выражении, более того, она и вовсе не нуждается в словах, она выражается в силе своего воздействия на окружающих. Именно об этом и написал апостол и евангелист Лука в 6-й главе своего Евангелия, отрывок из которой сегодня читается в православных храмах во время Литургии.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Апостол Лука свидетельствует, что во множестве собравшийся народ в буквальном смысле теснил Спасителя, все хотели прикоснуться к Нему, и, судя по всему, люди надеялись через такое прикосновение получить свободу от своих недугов. Христу в подобной ситуации, в общем-то, можно было вообще ничего не говорить, та сила, которую чувствовали все Его современники, свидетельствовала сама за себя. Интересно, что чем дальше человечество уходит от первохристианской эпохи, тем больше благочестивых слов мы генерируем и тем меньше в нас той самой Христовой силы. Такое положение дел не может не настораживать. Но, как мы помним из Послания апостола Павла к Евреям, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Эти апостольские слова означают, что настоящая ситуация — это не проявление воли Божией, а потому она связана не столько с Богом, сколько с нами самими. Собственно, евангельские изречения Спасителя — это не только указание пути в Царство Небесное, это ещё и повествование о том, каким образом любой человек может стать проводником Христовой силы.

Именно по этой причине Господь среди теснящих Его людей, которые хотели стать причастниками спасительной Христовой силы, начал говорить те слова, которые мы сегодня услышали. Эти слова прекрасно известны всем христианам, на них написано невероятное множество различных толкований и комментариев, но при этом они по-прежнему остаются не вполне понятыми. Особенно же трудно их понять в том случае, если воспринимать их как некие инструкции для повседневной жизни.

Нет, Христовы заповеди блаженств — это не инструкции, это описание того устроения души человека, которое позволяет Христу действовать в нас и через нас.

Господь начал свою заповеди с упоминания духовной нищеты, и это отнюдь не то, что можно «включить» в самом себе каким-то «механическим» способом, это не то, что можно обрести волевым усилием, не достигается духовная нищета и какими-то особенными аскетическими подвигами. Да, для достижения такого состояния необходимы и воля, и подвиги, и молитва, но всё это должно быть помножено на предельно внимательное отношение к самому себе и к окружающему нас миру, ведь нищета духовная — это, в первую очередь, глубокое осознание своей всецелой зависимости от Бога, но не зависимости в смысле предопределения, а той зависимости, ближайшим аналогом которой является, пожалуй, зависимость несовершеннолетних детей от их родителей.

Сегодня Церковь совершает торжество в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Это тот человек, который сумел обрести духовную нищету, благодаря чему он стал проводником Христовой силы, стал Христовыми руками, и через него Господь оказывал обильные благодеяния самым разным людям. Пусть же и нам Христов святитель Николай окажет помощь — помощь в обретение заповеданной Спасителем духовной нищеты!

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Особым почитанием святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси. Ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во Святом Крещении и монашеском постриге. Все это свидетельствует о том, сколь усердным предстателем и скорым заступником был и остается Мирликийский чудотворец для притекающих к нему с молитвой в многоразличных нуждах и обстояниях. Святитель Николай почитается нашим народом как верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, как покровитель стремящихся жить чисто и целомудренно, как защитник твердо хранящих правую веру и апостольское предание, завещанное нам от отцов, трудившихся на ниве Господней прежде нас.

Страсть блуда (2-я из восьми главных страстей)

Эта страсть включает все пороки, связанные с полом; это не только блуд, как половая связь вне брака. Противоположная добродетель — целомудрие.

Блудная страсть усмиряется тремя телесными аскетическими средствами: постом, бдением (сокращением сна с молитвой), физическим трудом. То есть рекомендуется меньше есть (и исключить некоторые виды пищи), меньше спать и больше физически трудиться. Необходимо также исключить всё, что способствует греховному падению (начиная от нежелательных знакомств и заканчивая провоцирующей информацией и помыслами).

Страсть блуда бывает следствием не только невоздержания, но и тщеславия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти».

Молитвословия

Тропарь святителя Николая Чудотворца

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Николая Чудотворца

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны. Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския. Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Акафист святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийски →

Новости по теме

В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка В день памяти Николая Чудотворца митрополит Кирилл совершил Литургию в Никольском храме посёлка Красная Горка

19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме казанского посёлка Красная Горка.

Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских
Публикации 19 декабря 2023
Святитель Николай — чудный образец великих добродетелей христианских

Празднуя славную память святителя и чудотворца Николая, вспоминайте, дорогие братья и сестры, и его богоугодную жизнь, его дивные дела веры и благочестия.

В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Кирилл возглавил всенощное бдение в Никольском соборе Казани

18 декабря, в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе Казани.

Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник Никольский скит Раифского монастыря отметил престольный праздник

11 августа, в день празднования Рождества святителя Николая Чудотворца, в храме святителя Николая Чудотворца в скиту Раифского Богородицкого мужского монастыря в селе Никольское (Зеленодольский район Татарстана) состоялась праздничная Божественная литургия.