18 декабря. Память святителя Гурия, архиепископа Казанского

5870
Фото

Седмица 29-я седмица по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Саввы Освященного (532).

Святителя Гурия, архиепископа Казанского (1563). Мученика Анастасия. Преподобных Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV).

Священномученика Илии Четверухина пресвитера (1932); преподобномученика Геннадия Летюка (1941); святого Сергия Правдолюбова исповедника, пресвитера (1950).

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия.

Болезнь и молитва в житии святителя Гурия Казанского

Святитель Гурий, великий Казанский миссионер (1563), дал образ христианского отношения к болезни. Последние три года жизни он не мог ходить, поэтому его приносили на литургию и он сидел или лежал в храме, так как не мог стоять. По слову его жизнеописателя, священномученика Патриарха Гермогена (1612), «болезнь тела не могла одолеть любомудрия души: ревность по Богу дарует лёгкие крылья и облегчает немощи телесны — так и у преподобного душа была воеводой тела. Даже лёжа больным, он непрестанно воссылал Богу пение и удручал тело воздержанием. Хотя и говорится, что от больного Бог не требует ни поста, ни трудов, а только терпения и благодарения, но святой одно с другим соединил: много трудился, будучи больным, и этим прилепился Богу». Больной святитель многих местных привёл ко Христу беседами.

Преподобный Савва Освященный

Преподобный Савва Освященный начал свою подвижническую жизнь в возрасте 8 лет. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений. Преподобный Евфимий Великий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. После смерти преподобного Евфимия святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали собираться ученики, и в 484 году была построена пещерная церковь, ставшая основой Лавры Саввы Освященного. Будучи настоятелем обители, преподобный написал первый Устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый во всех палестинских монастырях.

Евангелие дня

Отнюдь не всякая дискуссия имеет смысл, но, к сожалению, мы зачастую тратим отпущенное нам Богом время именно на это — на бесполезные и бессмысленные дискуссии, а если вспомнить, что наше время активно поглощают ещё и калейдоскоп новостей с социальными сетями, то и вовсе становится страшно за самих себя. Христос, Который должен быть для нас во всём примером, не позволял себе ничего подобного, и даже дискутируя о Священном Писании Он умел ставить заслон бессмысленным и бесполезным словам. Один из примеров такого рода мы можем найти в 20-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит в православных храмах во время Божественной литургии.

Глава 20.

27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

32 после всех умерла и жена;

33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Саддукеи были представителями одной из иудейских сект первого века по Рождестве Христовом, и как у всякой секты, у них были свои особенные мнения по некоторым вопросам веры. Одно из особых мнений саддукеев состояло в неверии во всеобщее воскресение, при этом они верили в Бога, и верили тексту Священного Писания, однако Писание долгое время не говорило о воскресении прямо и однозначно, что и послужило причиной неверия саддукеев.

В беседе со Христом эти люди решили прибегнуть к известному риторическому приёму: они свели к абсурду одно из ветхозаветных повелений. Вообще, этот метод прекрасно работает почти с любой идеей и с почти любым текстом, а потому им с успехом пользуются и те люди, которые пытаются критиковать христианское учение и Евангелие. Однако вполне корректным приём сведения к абсурду назвать нельзя, особенно же тогда, когда он применяется к текстам, имеющим, в первую очередь, символическое значение, каковыми и являются большинство отрывков Священного Писания. Не работает этот приём и с имеющими преходящее значение библейскими установлениями, а именно таким является закон левирата, упомянутый саддукеями в диалоге со Спасителем. Христос не дал втянуть Себя в эту бесполезную дискуссию о Писании, указав на то, что сугубо земной и временный закон левирата не может быть продлён в вечность, да и вообще думать о вечности с использованием понятий земной жизни в высшей степени некорректно.

Этот диалог неизбежно приводит к размышлению о сути, цели и смысле брака. Любопытно, что всё это подвергается изменениям с течением времени, особенно же явственными такие изменения стали в эпоху Нового Завета. Как мы знаем, в наше время закон левирата не действует в христианской среде. Это связано с тем, что для христиан деторождение не является жизненным приоритетом, соответственно, и цель христианского брака заключается не в том, чтобы произвести на свет как можно больше потомства, хотя само по себе рождение детей, будучи исполнением одной из первых заповедей библейской книги Бытия, конечно, прекрасно и похвально. Цель христианского брака — помощь друг другу в деле спасения души, что представляет собой подготовку к тому состоянию, о котором сказал Христос в беседе с саддукеями, то есть к блаженному равноангельному пребыванию с Богом.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Голос Божий мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1, 4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.

Как справиться с физической усталостью на богослужении?

Богослужение — это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.

Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять 2-х часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному. Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие.

Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь насколько легче стало молиться.

Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь.

Попробуйте найти храм ближе к дому. Не сложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно.

Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Страсть чревоугодия (1-я из восьми главных страстей)

К проявлениям этой страсти относятся многоядение, пища исключительно ради услаждения, пьянство, курение, наркомания. Противоположная добродетель: воздержание.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк.21:34). Обратим внимание, на указанные две страсти. Пьянство является проявлением и частным случаем страсти чревоугодия, это попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу.

Можно ли по внешним признакам отличить человека страдающего чревоугодием? Можно, но не точно, так как у человека может быть нарушен обмен веществ; также существуют разные виды чревоугодия (пьянство, наркомания, курение), и чревоугодие — это не только обжорство (чревобесие), но и сластолюбие (гортанобесие).

Молитвословия

Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Молитва святителю Гурию Казанскому

Святителю отче Гурие, предстоя священней раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Саввы

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы

глас 8

Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.

Новости по теме

В крипте Благовещенского собора совершаются регулярные богослужения В крипте Благовещенского собора совершаются регулярные богослужения

В нижнем храме Благовещенского собора Казанского кремля совершаются богослужения по пятницам и субботам.

В день памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл освятил Гуриевский престол в крипте Благовещенского собора В день памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл освятил Гуриевский престол в крипте Благовещенского собора

18 декабря, в день памяти святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил великое освящение престола нижнего храма Благовещенского собора Казанского кремля во имя святителя Гурия Казанского и всех святых, от века Богу угодивших.

В канун дня памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев В канун дня памяти святителя Казанского Гурия митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев

17 декабря, в канун дня памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани.

Святитель Гурий, архиепископ Казанский, чудотворец (+1563) Святитель Гурий, архиепископ Казанский, чудотворец (+1563)

Память 5 / 18 декабря, а также 4 / 17 октября (обретение мощей), 20 июня / 3 июля (перенесение мощей), в воскресенье после 29 июня / 12 июля (Собор Тверских святых). На кафедре: с 7 февраля 1555 года по 5 декбря 1563 года