17 декабря. Память великомученицы Варвары

5088
Фото

Неделя 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученицы Варвары и мученицы Иулиании (ок. 306). Преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 780).

Преподобного Иоанна, епископа Поливотского (VIII). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1505).

Священномучеников Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); священномученика Димитрия Неведомского пресвитера, преподобномученицы Анастасии Титовой, мучениц Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).

Великомученица Варвара

Великомученица Варвара была дочерью знатного язычника, который, овдовев, так привязался к ней, что стал скрывать красавицу от посторонних глаз в специально построенной башне. Созерцая из окошка цветущую равнину и звездное небо, девушка пришла к выводу, что бездушные идолы, которым поклонялся отец, не могли создать красоту и гармонию мира. Промыслом Божиим ей, в отсутствие отца, удалось встретиться с христианами, узнать об истинном Творце и принять Крещение. Когда отец-язычник узнал об этом, он обезумел, возревновав дочь к Богу, отрекся от нее и отдал на суд городского правителя. Однако Варвара и под страшными пытками стойко исповедала Христа. Одержимый отец сам казнил свою дочь. Наказание пришло скоро: и он, и правитель города были поражены молнией. Ныне мощи святой почивают в киевском Владимирском соборе.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Преподобный Иоанн служил в Дамаске при дворе халифа в должности министра. В то время в Византии возникла ересь иконоборчества. В защиту православного иконопочитания преподобный Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы ». За это был оклеветан перед халифом. Тот приказал отстранить Иоанна от должности и отрубить ему кисть правой руки. Когда Иоанну вернули отрубленную руку, он стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая с тех пор изображается на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица».

Наследие преподобного Иоанна Дамаскина

Святой Иоанн оставил обширное наследие: ему принадлежат догматические, полемические, аскетические, экзегетические, гомилетические, агиографические сочинения и литургическая поэзия. Все его творения написаны по-гречески в прекрасном византийском стиле. Наиболее значительный труд святого — трилогия «Источник знания», состоящая из трактатов «Диалектика», «О ересях» и «Точное изложение православной веры». Завершающая часть является первым систематическим изложением вероучения Церкви на основе святоотеческих текстов. В течение веков эта книга служила учебником богословия; в Х веке её перевели на славянский язык. Особенно ценно литургическое наследие преподобного Иоанна: он почитается как создатель Октоиха и автор многих песнопений; благодаря ему в богослужении получили широкое употребление каноны.

Святитель Геннадий Новгородский

Святитель Геннадий Новгородский начал иноческую жизнь на Валааме под руководством преподобного Савватия Соловецкого. В 1477 году святого назначили архимандритом Чудова монастыря в Москве, а в 1484 году возвели в сан архиепископа Новгородского. Святитель ревностно боролся за чистоту Православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Вместе с преподобным Иосифом Волоцким он 19 лет боролся с ересью жидовствующих и добился её осуждения. Он собрал все книги Священного Писания в единую «Геннадиевскую Библию»; ввёл в своей епархии сокращённый Иерусалимский устав, который стал употребляться и в других епархиях; первым поднял вопрос о школах для духовенства. Впервые составил пасхалию на 70 лет. С 1504 года святитель Геннадий удалился на покой в Чудов монастырь, где и скончался в 1505 году.

Евангелие дня

Мы сколько угодно можем гордиться уровнем развития технологий и сколько угодно можем скептически ухмыляться, вспоминая о заблуждениях и малой грамотности людей ушедших эпох, но любому думающему человеку очевидно, что люди во все века остаются неизменными, меняются лишь некоторые составляющие фона нашей жизни. Неважно, в какую эпоху живёт человек, его взаимоотношения с Богом всегда будут подвергаться одним и тем же искушениям, а потому Евангелие никогда не может устареть, ведь оно говорит нам не о каких-то давно умерших людях, оно говорит нам о нас самих, и происходящее на страницах Евангелия происходит с нами и сейчас. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки и подумаем о том, насколько близко к нам то, что описано в этом отрывке.

Глава 17.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Этот евангельский отрывок очень прост как по своему содержанию, так и по своей проблематике.

Десять неизлечимо больных людей обратились ко Христу с просьбой об исцелении, можно предположить, что они, как это бывает иной раз свойственно тяжелобольным людям, искали помощи везде, где только могли, а потому и обращение к Спасителю было для них всего лишь ещё одной попыткой обрести здоровье. У нас нет оснований полагать, что эти люди были хорошо знакомы с учением Христа, ведь они в силу своей болезни не имели права приближаться к здоровым людям, поэтому о Христе они могли знать лишь по разрозненным слухам. Прокажённые, ничего не нарушая, начали издалека взывать к Спасителю о помощи, и Он их услышал, услышав же, Господь тоже не стал нарушать установленный Ветхим Заветом закон, Он не попросил прокажённых приблизиться, Он не стал накладывать на них руки и вообще как-либо физически с ними взаимодействовать, Христос отправил их к священникам, что тоже было строгим исполнением закона — после исцеления прокажённые обязаны были показаться священнику, дабы он засвидетельствовал их ритуальную чистоту. Во всей этой истории мы не находим только одного элемента: нам, как и непосредственным участникам евангельских событий, непонятно, в какой момент свершилось исцеление и что послужило его причиной, ведь, как мы помним, никакого физического контакта у Христа с больными не было. С формальной точки зрения Христос ничего не сделал, Он не сказал что-то вроде «вы здоровы, идите покажитесь священникам», нет, Он просто направил их к священникам. Если оставаться на всё той же формальной точке зрения, то Христос здесь как будто бы ни причём, и случившееся — простое совпадение.

Однако, проказа — это не та болезнь, от которой можно избавить случайно, тем более, не могут от неё освободиться одновременно десять человек. А это означает, что исцелил их именно Христос, а не свежий воздух, яркое солнце или же прохладная вода горных источников северной части Израиля. И из факта исцеления Христом должна была бы следовать благодарность Спасителю. Но её проявил лишь один из бывших прокажённых.

Действия Бога далеко не всегда бывают ощутимыми и заметными. Как правило, Бог действует иначе, и в ответ на наши молитвы внешняя обстановка крайне редко подвергается мгновенным изменениям, крайне редко мгновенным изменениям подвергаемся и мы сами. А потому может начать казаться, что между нашими молитвами и благими изменениями нет прямой и непосредственной связи, а потому и наши успехи — это наши успехи, наше здоровье — это заслуга врачей, и вообще, абсолютно любое благое изменение можно без особых сложностей объяснить исключительно материальными причинами.

История десяти прокажённых напоминает нам о том, что Богу вовсе нет необходимости проявлять Себя в нашем мире каким-то ярким и запоминающимся способом, Он благотворит нам всегда, и делает это даже в том случае, если мы отрицаем Его существование. Сама наша жизнь — величайший и абсолютно невероятный дар Бога.

Взамен же Господь просит совсем немного: Он просит быть благодарными, благодарными за всё ведомое и неведомое, видимое и невидимое, и благодарность эта нужна, конечно, не Богу, она нужна нам самим, ведь именно способность благодарить отличает человека от абсолютного большинства представителей животного мира.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Божественная благодать производит все или почти все, что происходит с нами. Бог так близок к нам, что мы себе этого даже не представляем. И эта близость осуществляется через действие Святого Духа, через присутствие Божественной благодати. Благодать Божия помогает нам преодолевать свою греховность, свои собственные внутренние проблемы. Когда мы раскаиваемся в грехах, когда мы призываем Господа помочь нам, Он, прикасаясь к нашим оскверненным душам, воссоздает их, очищая от греха, и дает надежду вечной жизни. Когда что-то в нашей жизни происходит не так, как должно быть, когда жизнь делает крутые повороты и мы не знаем, к добру это или ко злу, когда сердце наше в смятении, — тогда нужно особо усиливать молитву, чтобы Божественная благодать превозмогла законы человеческого бытия, превозмогла действие греховной силы в человеческих отношениях и направила на дорогу, которая ведет нас в Царствие Небесное.

Притча об оскорблении

Один человек стал публично оскорблять старца. В ответ на это старец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде человек спросил старца:

— Как же ты можешь терпеть оскорбления? Неужели тебе не обидно? Старец сказал: — Идем со мной.

Человек проследовал за ним в запыленный чулан. Старец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его человеку и сказал: — Примерь, это тебе под стать.

Человек поймал халат, осмотрел его и возмутился: — Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! — и бросил халат обратно.

— Вот видишь, — сказал старец, — ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления — примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Главные страсти и их взаимосвязь

Древо страстей выглядит так: источник зла — самолюбие «будете как боги»; от него идут полные его силою три отрасли зла — три его видоизменения: сребролюбие, славолюбие и сластолюбие, и эти 3 рождают уже сначала главные 8, а из них уже бесчисленное множество страстей. Как в дереве ствол пускает от себя ветви, так образуется и в нас целое дерево страстей…

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей. От излишества чревоугодия часто происходит блудная похоть, от блуда — сребролюбие, от сребролюбия — гнев, от гнева — печаль, от печали — уныние.

И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой. Но они рождаются не от шести предыдущих страстей, а, напротив, в эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями. Они питаются добродетелью, на ней они вырастают. Выражаются они обычно в фарисействе.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Варвары

глас 8

Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак великомученицы Варвары

глас 4

В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

Молитва великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского

глас 5

Уподобился еси древним отцем,/ святителю отче Геннадие,/ Священныя Книги собрав и еретики посрамив,/ ревность по Бозе показуя, паству оградил еси,/ моли и ныне Христа Бога/ мир Церкви даровати/ и спастися душам нашим.

Кондак святителя Геннадия, архиепископа Новгородского

глас 2

Велия исправления о церковном благолепии являя,/ Православную веру утвердил еси,/ святителю отче Геннадие,/ не престай молитися о нас,/ во Царствии Небеснем Безсмертныя трапезы наслаждался.

Тропарь преподобного Иоанна Дамаскина

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Дамаскина

глас 4

Песнописца и честнаго богоглагольника,/ Церкве наказателя и учителя/ и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/ оружие бо взем, Крест Господень,/ всю отрази ересей прелесть/ и яко теплый предстатель к Богу// всем подает прегрешений прощение.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Неделю 28-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Варваринском храме Казани В Неделю 28-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Варваринском храме Казани

17 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученицы Варвары, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Варваринском храме города Казани.

О Российском воинстве помолились за ночным богослужением в Воскресенском Новоиерусалимском подворье Казани О Российском воинстве помолились за ночным богослужением в Воскресенском Новоиерусалимском подворье Казани

В ночь с 16 на 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, Божественная литургия состоялась в Воскресенском Новоиерусалимском архиерейском подворье города Казани.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Варваринском храме Казани Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Варваринском храме Казани

17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Варваринском храме города Казани.

Мир против великомученицы
Публикации 17 декабря 2022
Мир против великомученицы

Сегодня святая Церковь вспоминает великомученицу Варвару и её страдания от рук язычников за веру Христову. В этой истории, как и в житиях иных угодников Божиих, много поучительного.