2 декабря. Память святителя Филарета, митрополита Московского

4553
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мученика Варлаама (ок. 304). Преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Святителя Филарета, митрополита Московского (1867).

Преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах (1065). Обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1626). Мучеников Азы и с ним 150-ти воинов (284—305). Мученика Илиодора (ок. 273). Преподобного Илариона Грузина, чудотворца (ок. 875) (Груз.). Преподобного Порфирия Кавсокаливита (1991).

Священномученика Иоанна Вишневского пресвитера (1920). Священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского (1937). Священномучеников Порфирия, епископа Симферопольского, Сергия Махаева, Михаила Дмитрева, Александра Мишутина, Иоанна Малиновского, Константина Михайловского, Александра Сереброва, Игнатия Теслина, Иоанна Пирамидина, Симеона Кривошеева, Иоанна Флоровского, Иакова Бриллиантова, Димитрия Куклина, Иакова Передерия пресвитеров, прмчч. Иоасафа Крымзина, Геннадия Ребезы, Петра Мамонтова, Герасима Сухова, Михаила Кванина, мучеников Валентина Корниенко, Петра Антонова, Леонида Салькова и Тимофея Кучерова (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение» (1863).

Святитель Филарет, митрополит Московский

Выдающийся богослов и проповедник XIX века святитель Филарет оказал огромное влияние на духовное состояние России. Силу его авторитета признавали и власти, и народ, и просвещенное дворянство, зараженное безбожием. Еще до пострижения он показал немалые таланты, преподавая древние языки, а также поэзию и высшее красноречие. Став митрополитом, он основал девять монастырей, много заботился о духовном просвещении. Предстоятель Русской Церкви стал и одним из столпов Российского государства. Святитель короновал Александра II. К нему прислушивались императорский двор, министры и губернаторы, он живо откликался на политические события. Главным же трудом его жизни стал перевод Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на русский язык. Святитель радел о том, чтобы Слово Божие беспрепятственно дошло до каждого сердца.

Священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский

Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Иоасаф (в миру Иван Удалов) родился в 1886 году в Уфе в купеческой семье. В 14 лет окончил Уфимское духовное училище, затем — духовную семинарию, а в 1910 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Большое влияние на Иоасафа оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), в том же году постригший его в монашество. После революции выступал против обновленчества. В 1932 году, после 3 ссылок, приговорен к 3 годам лишения свободы в лагере под Кемеровом, работал в рудниках, возил тачки с углем. В 1934 году срок наказания увеличили на 2 года. В ноябре 1937 года был арестован, обвинен в «организации контрреволюционного церковного подполья», виновным себя и на этот раз не признал. Приговорен к высшей мере наказания 29 ноября 1937 года.

Евангелие дня

Что такое быть христианином? Это привилегия, обязанность, а, может, это просто культурный статус? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Очевидно, что во время проповеди Христа многие хотели оказаться в числе Его учеников. Людей привлекал образ Иисуса как известного учителя мудрости и чудотворца. Быть рядом с таким человеком, входить в его ближайшее окружение казалось престижным. При этом не все из кандидатов в ученики отчётливо понимали, от чего им придётся ради этого ученичества отказаться и какие кардинальные изменения привилегия быть рядом со Христом принесёт в их жизнь. В только что прозвучавшем отрывке Господь возвращает таких мечтателей на землю.

Из Его слов следует, что, если человек решился стать Его учеником, он должен смириться с той мыслью, что у него не будет даже своего постоянного угла, где он сможет отдохнуть. Теперь он в полном распоряжении Бога. Он исполнитель Его воли, глашатай Его Царства. Одним словом, он может забыть о том, что такое стабильность, предсказуемость, личная жизнь. То есть всё то, что мы называем простым человеческим счастьем. И судьба апостолов Христовых, а также многочисленных святых Церкви — яркое тому подтверждение. Практически никакого личного пространства и личного времени. Вся жизнь — служение Богу и людям.

Эти слова напрямую касаются и всякого из нас. И речь идёт не о том, что нам следует продать квартиру, машину, оставить семью и отправиться странствовать за тридевять земель. Говоря о том, что, как и Ему, Его подлинным ученикам негде будет приклонить главу, Христос указывает на масштаб изменений, которые должны произойти в нашей душе. Раньше я жил для себя, устраивал свой личный мир. Теперь я так жить не могу. Цель моей жизни — во всех своих делах искать и исполнять волю Бога. Раньше мой эгоизм подсказывал мне, что я должен говорить, чувствовать, думать, как я должен действовать, чтобы быть максимально эффективным в достижении своих целей. А теперь каждый раз я должен сверять свои желания и мотивы с Евангелием. Каждый раз в новой ситуации, при встрече с любым человеком я останавливаюсь и спрашиваю: Господи, а как мне следует поступить в этом случае? Господи, а что Ты хочешь от меня сейчас? Господи, а принесёт ли мой поступок пользу окружающим? Теперь я не только регулярно обращаюсь к Творцу, я ещё и во всех ситуациях стараюсь действовать по-новому. Раньше обидно шутил — сейчас заставляю себя произносить комплимент. Раньше сплетничал — теперь прикусываю язык или перевожу разговор на другую тему. Раньше лгал — теперь говорю правду, даже если она лично мне невыгодна. Раньше был агрессивен — теперь стараюсь снисходить к человеческим слабостям.

И так во всём. И так весь день. Согласитесь, это серьёзная работа. Это же постоянное внутреннее напряжение, непрестанный анализ своей души. Постоянное осознавание, что на самом деле лежит в основе моих привычных мыслей, чувств, слов и поступков. Так ли возвышенны и благородны мои мотивы? Это боль, потому честно признаваться себе в самообмане больно. Это дискомфорт. Потому что, если признался, необходимо что-то делать, что-то менять, нарушать привычный ритм жизни — покидать старый уютный угол.

Неудивительно, что некоторые, интуитивно ощутив смысл слов Спасителя, хотят уклонится от Него под разными вескими предлогами. Один ссылается на необходимость похоронить отца. Другой вспоминает о родственниках, с которыми надо попрощаться. Ответ Спасителя довольно жёсткий. Но не потому, что Он бессердечен. А потому, что Господь видит лукавство сердец этих искателей лёгкой духовности. Не будем уподобляться им. Если пошли за Христом, постараемся не оглядываться назад. У того, кто оглядывается, борозда жизни получается кривая. Тот, кто отважно идёт вперёд, не теряет, но приобретает в итоге то единственное, ради чего можно оставить всё на свете. Обретает свою душу, самого себя, Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Филарет сочетал в себе замечательные способности, огромные таланты, трудолюбие, проницательность, смирение и твердость в осуществлении добрых дел. Все это сконцентрировалось в одной личности. Уже при жизни святитель Филарет обладал большим авторитетом. К нему прислушивались архипастыри и пастыри всей нашей Церкви, к нему прислушивалась высшая государственная власть. И когда в Отечестве нашем бурно развивался позитивизм, основанный на материалистическом восприятии мира, когда атеистические идеи взбудоражили сознание людей, когда считалось, что образованный, интеллигентный человек не может ходить в церковь и верить в Бога, ибо это удел безграмотных простых людей, тогда энциклопедические знания, колоссальные научные способности и даже церковно-политический авторитет митрополита Филарета оказали огромное влияние на наше российское общество.

Святитель Филарет о необходимости приходить в храм для молитвы

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, но человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, придите в одно из тех освящённых мест, где всё напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышит; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Святитель Филарет 46 лет возглавлял Московскую кафедру и при жизни был почитаем как святой. Будучи епископом, он всегда оставался монахом. Для своего правила он составил такую молитву: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись».

Аскетизм — это не самосовершенствование

Аскетизм — только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером здесь может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или сёрфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделаться восприимчивыми к действию Бога в нас. Мы не самосовершенствуемся, а открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах.

Без Божьей благодати невозможно одолеть никакую страсть (укоренённый грех). Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Желательно отказаться от восприятия Бога как надзирателя, избрав образ Бога — Подателя благодати. И критерием своих поступков поставить не страх наказания, а благодать. Не был на службе — отказался от благодати, не молился — отверг благодать. Читал Св. Писание или помог ближнему — через это привлёк благодать. Итак, вся христианская духовная жизнь может оцениваться как потеря или приобретение Божьей благодати. И все победы в духовной жизни безусловно следует рассматривать не как личную заслугу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их.

Противоречат ли чудеса законам природы?

Христианство с необходимостью предполагает веру в чудеса — в самом его центре стоит такое очевидно сверхъестественное событие как Воскресение Христово. Атеисты часто говорят, что «чудеса противоречат законам природы», и поэтому их не может быть, потому что не может быть никогда.

На чём основано это соображение и где его ошибка? Мы действительно живём в высокоупорядоченном мире, и события в природе всегда подчиняются определенным законам: тяжелые тела падают, а горячие — остывают, вода не превращается в вино, девы не рожают, а мёртвые не воскресают. Мы можем полагаться на то, что законы природы выполняются всегда — вся наша наука и технологии основаны на этом, и неплохо работают.

Но дело в том, что чудо — это не «нарушение законов природы». Если я, вернувшись на дачу, обнаружил, что тяжелая гиря находится не под кроватью, где я ее оставил, а на шкафу, вряд ли я решу, что здесь нарушен закон всемирного тяготения, и гиря сама собой воспарила наверх.

Нет, я очевидно предположу, что в моё отсутствие на даче побывал кто-то достаточно сильный, чтобы водворить гирю на шкаф. Так и чудеса — это не сбой в законах природы, это вмешательство в природу некой внеприродной силы, способной эти чудеса произвести, личные действие Бога.

Они никак не ставят под вопрос общую упорядоченность мира — и то, что мы можем на неё полагаться. Они свидетельствуют о том, что Тот же, Кто упорядочил мир, может в поворотные моменты истории вмешиваться в него и творить чудеса.

Молитвословия

Тропарь святителя Филарета Московского

глас 4

Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение// и душам нашим спасение.

Кондак святителя Филарета Московского

глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,/ яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении/ от безбожных поругание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави// и заступника Церкве нашея яви.

Молитва святителю Филарету Московскому

О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси; Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христа ради доблественне претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси страдания своего,/ приходящим же с верою к тебе подавши цельбы,/ о преподобномучениче Адриане, приснопамятне,/ молитвенниче о душах наших.

Кондак мученика Варлаама

глас 4

Явился еси преудивлен крепостию, всесожжения ливан благовонен себе принесл еси, жертву Христу, и венец почести приим Варлааме, присно моли за ны, страдальче.

Тропарь преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Мира красная и славу его оставль,/ притекл еси в пещеру,/ идеже от силы преуспевая в силу,/ был еси вождь Христова стада, всеславне Варлааме,/ еже яко упас добре, упаси и нас, молим тя,/ сохраняя от всех зол, да тя ублажаем.

Кондак преподобного Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Отеческаго прещения не устрашился еси,/ ласканиям того не повинулся еси,/ ниже лестию низложился еси женскою, всечестне Варлааме,/ но непобедимь от тех пребыл еси,/ надеяся на Господа своего, Емуже молися о душах наших.

Новости по теме

Глава Татарстанской митрополии и председатель Синодального миссионерского отдела совершили Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии Глава Татарстанской митрополии и председатель Синодального миссионерского отдела совершили Литургию в Иоанно-Кронштадтском храме Казанской семинарии

2 декабря, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, и святителя Иоасафа, епископа Чистопольского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий совершили Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский

Временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года

Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский Священномученик Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский

Временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 годам по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года

В Казанской семинарии состоялся вечер памяти священномученика Иоасафа (Удалова) В Казанской семинарии состоялся вечер памяти священномученика Иоасафа (Удалова)

2 декабря, в день памяти священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского, в Казанской духовной семинарии состоялись памятные мероприятия, приуроченные 85-летию со дня кончины святого угодника Божия.