27 ноября. Память апостола Филиппа

4795
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Заговенье на Рождественский пост

В этот день совершается память:

Апостола Филиппа (I)

Преподобного Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357).

Священномучеников Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мучеников Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); священномученика Феодора Грудакова пресвитера (1940); священномученика Сергия Константинова пресвитера (1941).

Апостол Филипп

После Вознесения Господа апостол Филипп прославился проповедями и чудесами везде, где благовествовал, — в Галилее, Сирии, Малой Азии. Он воскрешал мертвых, исцелял расслабленных. Венец мученика ему суждено было принять во Фригии. Там, в Иераполе, было много языческих храмов, в том числе капище, посвященное змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и излечил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. За это правитель велел распять там же, у храма, Филиппа и пришедшего с ним апостола Варфоломея. Во время казни началось землетрясение, и многих завалило. По молитвам висевшего на кресте Филиппа все, кроме правителя и жрецов, остались живы. Филипп скончался на кресте, а Варфоломей, снятый с креста живым, вскоре крестил в Иераполе всех уверовавших.

Святитель Григорий Палама

Главный вклад святителя Григория Паламы в духовную сокровищницу Церкви — его опыт умной молитвы, который он сохранил в своих бесценных трудах. Сын придворного сановника, обладавший большими талантами, он отказался принять высокую должность при императоре и ушел на Афон. Там 20-летний юноша поступил в монастырь Ватопед, где под руководством старца Никодима Ватопедского принял постриг и встал на путь подвижника. После смерти старца Григорий начал постигать в обители Глоссии, а позже в скиту Святого Саввы духовную практику исихазма, высокого душевного покоя, открывающую духовное зрение. Святителя ждали и мирские испытания: однажды он попал в плен к туркам, и его продавали, как пленника. Святой неутомимо вел среди них христианскую проповедь и вернулся в Солунь лишь незадолго до кончины. В Русской Церкви прозрения Григория Паламы стали известны через преподобного Сергия, воплотившего многие из них в своей жизни и передавшего своим многочисленным ученикам его опыт, соединенный с общественным служением.

Правоверный царь Иустиниан

Святой царь Иустиниан. выдающийся государственный деятель Византии, строитель храмов и церковный писатель. При св. Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, он тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков. Он явился автором песни «Единородный Сыне и Слове Божий», которая и по сегодняшний день поется на Божественной литургии перед малым входом. Скончался святой царь Иустиниан в 565 году.

Евангелие дня

Как научиться разумно распоряжаться своим материальным, душевным и духовным имуществом, чтобы и себе не навредить и окружающим принести пользу? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 14.

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Сегодня Господь обращает внимание своих слушателей на то, что желающему преуспеть на пути духовного совершенства и войти в Царство Небесное, необходимо следить не только за тем, что он говорит и делает, но и осознавать мотивы своих слов и поступков. И в первую очередь нам необходимо научиться осознавать, зачем мы совершаем добрые дела?

Например, зачем мы проявляем щедрость к окружающим? Ведь быть щедрым можно, например, из чувства долга или обязанности. Именно так мы нередко даём милостыню. Словно платим налог. Дескать, написано где-то, что надо давать десятину, вот и обязан раскошелиться. Если не дам, внутри начинает шевелиться страх: нарушил какое-то правило, вдруг меня накажут. Или же быть щедрым можно из личного расчёта. Например, порой благотворительность становится весьма эффективным инструментом в предвыборной гонке. Наконец, щедрость может быть основана на желании продемонстрировать своё превосходство над другими. Я могу давать нечто просителю, но при этом самодовольно смотреть на него сверху вниз, унижать его своим подарком и даже причинять боль.

Поэтому и говорит Господь о том, что, когда делаешь пир, не зови на него родственников, друзей и богатых соседей. Речь идёт не о людях. Речь идёт о нашем отношении к окружающим. Наш эгоизм во всём ищет выгоду. Он не дремлет даже тогда, когда мы совершаем внешне добрый поступок. Оказываем щедрое гостеприимство, а внутри скрытое желание уязвить чем-нибудь родственников, похвастаться перед друзьями, заручиться поддержкой богатых соседей. Нет, это не главная цель. Это даже не чётко осознаваемая мысль. Скорее, это мой эмоциональный фон, это мой дух. Так действует моя нездоровая самость. Так она получает ощущение превосходства, защищённости, безопасности, спокойствия. Так она создаёт иллюзию, что я контролирую свою жизнь.

Для Царства Божия такая добродетель не годится. Это дом без фундамента. Обёртка может быть красивой, а вот внутренность — гнилая. Поэтому наша добродетель должна быть безусловной. Без всякой задней мысли. Без всякого эгоистического помысла. Поэтому Господь, используя приточный образ, говорит: зови на пир нищих, увечных, хромых, слепых. Людей, которые ничем не смогут тебя отблагодарить. Они беспомощны, словно дети. Людей, которых ты видишь впервые, а завтра они, возможно, исчезнут из твоей жизни навсегда. В другом месте Евангелия эта максима звучит иначе: пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. То есть сделал и забыл. Добродетель для нас должна стать так же естественна, как дыхание, над которым мы не задумываемся. Как говорит об этом Сам Господь: «когда исполните всё сказанное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать». Человек — это служебное существо. Он создан для того, чтобы служить Богу и своим ближним. Лишь в этом мы можем найти полноту, счастье и покой для себя.

Как же добиться такого состояния чистоты сердца и помыслов. Очевидно, что это результат упорной работы над собой. Нам необходимо уничтожить свою горделивую самость. Для этого требуется и участие в церковных таинствах, и молитва, и воздержание, и анализ своего внутреннего состояния, и беседы с духовно опытными людьми. Одним словом, весь комплекс духовной жизни, который нам предлагает православная традиция. Именно духовная жизнь во всей её полноте даёт нам осознанное отношение к себе. Мы начинаем видеть, что нами управляет. В основе нашей жизни должна лежать одна простая идея, которую необходимо сделать своей непрестанной молитвой и повторять её в течение дня: «Господи, дай мне сегодня во всём искать и исполнять Твою волю; Господи, дай мне сегодня быть полезным всем тем, кого я встречу на своём пути».

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он мог бы прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы к силе, обретать больше материальных благ и больше власти — он лишен такой возможности. И перед таким человеком стоит дилемма: либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце перед Богом, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир, как бы наслаждаясь этой своей слабостью назло другим, шокируя их своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным и вредным для других, либо, сознавая, что нет сил подняться, иметь то, что хотелось бы иметь, со смирением принимает это свое положение и открывает себя полностью навстречу Богу, как бы говоря: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!» И тогда силой такого немощного человека становится сила Божия.

Святитель Филарет Московский о воздержании перед постом

Приближающееся время поста призывает нас к воздержанию: и святая Церковь сии приготовительные к оному дни расположила как степени, дабы помалу отъемля тучность пищи и увеличивая труд молитвенный, возвести нас к совершенству поста и к протяжённым подвигам покаяния и молитвы. Но в преддверие святого поста, которое мы проходим, безрассудный обычай как много вносит противного воздержанию и трезвости телесной и духовной! Мне кажется, сие должно возбуждать в нас жалость и ревность, подобную ревности Дома Божия, по которой Господь наш бичом из вервий изгнал из преддверия храма продающих и покупающих, превращающих его в дом купли и в вертеп разбойников. О, если бы Он помог и нам малым бичом, сплетённым из словес истины и целомудрия, если не совсем изгнать, то хотя несколько укротить невоздержание, особенно неистовствующее при входе во святилище поста, и кроме сего нередко угнетающее тела, опустошающее души, истощающее стяжения, расхищающее добродетели, поглощающее способности!

Молитвословия

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак апостола Филиппа

глас 8

Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Молитва апостолу Филиппу

О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Тропарь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

глас 8

Православия наставниче, святителем украшение,/ Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/ Солуню великая похвало, проповедниче благодати,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Молитва святителю Григорию Паламе

О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Неделю 2-ю Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В Неделю 2-ю Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, празднование памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию святого Василия Великого в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.

Можно ли встретить Бога?
Публикации 11 марта 2023
Можно ли встретить Бога?

Многим известен спор между святителем Григорием Паламой и его современником, учёным монахом Варлаамом Калабрийским о природе Фаворского света и о духовной практике афонских монахов...

Неделя вторая Великого поста: святитель Григорий Палама
Публикации 20 марта 2022
Неделя вторая Великого поста: святитель Григорий Палама

Во второе воскресенье Великого поста Святой Церковью установлено праздновать память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского.

«Мы можем стать причастниками Божественной природы»
Публикации 28 марта 2021
«Мы можем стать причастниками Божественной природы»

Сегодняшний воскресный день посвящается памяти святителя Григория Паламы. В личности этого святителя Церковь продолжает праздновать Торжество Православия, которое отмечалось в прошлое воскресенье.