8 ноября. Память великомученика Димитрия Солунского

6668
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученика Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобного Афанасия Мидикийского (ок. 814). Преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Великомученик Димитрий Солунский

Димитрий родился в Солуни (старославянское название Фессалоники) в семье римского проконсула, тайного христианина. Когда он вырос, император Максимиан назначил святого на должность его умершего отца и потребовал извести в области всех христиан. Однако Димитрий, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Узнав, что Димитрий — христианин, Максимиан бросил святого в темницу, где вскоре, по его приказу, тюремная стража пронзила Димитрия копьями. Спустя века святой стал особо почитаться в России. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством святого, который уже не раз, после своей кончины, спасал родную Солунь от врагов. Князь Димитрий Донской, названный в честь великомученика, накануне Куликовской битвы перенес из Владимира в Москву его икону, и в память воинов, павших в битве, была установлена для поминовения Димитриевская родительская суббота.

О службе в память земле трясения в Константинополе в 740 году

В день великомученика Димитрия Солунского совершается и воспоминание сильного землетрясения, бывшего в Константинополе в 740 году. Служба дня называется: «Святого великомученика Димитрия Мироточца и воспоминание великого и страшного землетрясения». Соединять эти последования предписывают некоторые студийские и иерусалимские Типиконы, в том числе принятый ныне в Русской Церкви. Землетрясение 740 года действительно было «великим и страшным» — разрушены многие здания, храмы, часть Феодосиевой стены и некоторые её башни. Но современники событие восприняли как явление силы Божией и знамение скорого завершения правления императора-иконоборца Льва III Исавра. Через несколько месяцев после землетрясения император скончался. В память о землетрясении была составлена особая служба.

Во время всенощного бдения в день воспоминания землетрясения читают три паремии землетрясения (Ис. 63:15—19, Вар. 4:5 и Дан. 9:15) — пророки говорят, что Бог сильной рукой может избавить от беды и наказания кающихся. В тропаре трясения Церковь просит Христа, как Владыку тварного мира, явить милость и избавить от угрозы «страшного труса»: «Призираяй на землю и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны». Кондак трясения начинается со слов: «Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя грех ради наших» и содержит просьбу к Христу, единой надежде живущих в городе, сохранить его от полной гибели. Акростих канона, составленного Иосифом Песнописцем, заключает в себе молитвенный призыв к Спасителю: «О Христе, земли колебание успокой скорее». Гимнографические тексты минейной службы 26 октября / 8 ноября входят также в Большой Требник, в собрание молитвословий на случай землетрясения.

Евангелие дня

В детстве, помню, школьники разыгрывали друг друга — заворачивали в конфетный фантик какую-нибудь гадость и потом дружно хохотали, когда при всех жертва расстраивалась, поняв, что её обманули. Схожий образ использует Христос Спаситель в своей речи — давайте послушаем сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, 11 глава, который читается в храмах на богослужении — и постараемся понять, почему именно таким неожиданным способом надо было донести до слушателей нечто очень и очень важное.

Глава 11.

09И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попроситрыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Казалось бы, весь смысл чтения можно было бы свести к паре слов: Бог — не злой. Но это вроде как — очевидность, банальщина? Разве кто-то утверждает обратное — что Бог злой, несправедливый, подлый, радуется, когда причиняет другому унижение и боль — как несмышлёные и дурно воспитанные подростки?

Вроде бы явным образом такие хульные вещи никто и не говорит — ещё бы, страшновато как-то ведь! — Но если мы внимательнее всмотримся в наши ожидания — картина становится вовсе не такой уж и очевидной.

Когда у нас появляется некая значимая проблема, и при всей важности её мы не только не молимся, но пренебрежительно фыркаем от одного призыва помолиться — значит, мы уже не словом, а делом свидетельствуем о своём ожидании от Бога: «зачем молиться, если всё равно Он ничего не сделает?» Или другими словами, если совсем коротко, мы безмолвно утверждаем: «Бог злой!»

Когда мы оказываемся в жизненном тупике, и в суетливом беспокойстве растратив все силы, опускаемся в полной безнадёжности на пол и тупо смотрим в одну точку, не ожидая уже вообще ничего хорошего — мы тоже безмолвно утверждаем: «Бог холодный, безразличный и злой!»

Когда мы сталкиваемся с вопиющей несправедливостью и сердце наполняется упоительной яростью и желанием отмщения, и начинает сладостно трепетать, как только такая возможность представляется — мы тоже бессознательно утверждаем: «Бог злой, несправедливый и невнимательный к нам!»

Но всё Евангелие — а в особенности сегодняшний отрывок — категорично утверждает обратное: нет, Бог — не злой, не подлый, не радующийся человеческой боли, не забывчивый, не предвзятый. Все эти качества — исключительно наши собственные психологические проекции в пустоту нашего маловерия, которые мы иногда начинаем воспринимать как образ настоящего Бога.

И сегодня Евангелие предлагает нам отличный выход из этого тупика наших проекций: для этого надо развернуть наш мысленный взор — в прямо противоположную сторону, и не выискивать те или иные качества в Боге, а всмотреться в самих себя. Если в моей душе есть хоть что-то на самом деле хорошее, которое проявляет себя прежде всего в отношении к моим самым близким людям — например, детям — то почему я вдруг думаю, что Сам Господь Бог может оказаться хуже? Ведь это — явная нелепость!

Открою небольшой секрет: когда мы не только в себе, но и в самых нелюбимых нами людях начинаем допускать наличие чего-то правильного, доброго, светлого — пусть и закопанного на самой глубине души под грудами грехов и предательств, подлостей и лукавств — то однажды этот человек обязательно вдруг развернется перед нами так, что этот лучик света всё же пробьётся наружу — и мы почувствуем огромное облегчение от того, что наша вера в этот добрый свет не была напрасной!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах. Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии. Даже тогда, когда мы выходим из храма, у нас иные чувствования, потому что мы приобщились Божественному Царству, мы прикоснулись к нему, мы стали на мгновение небожителями. И хотя, обремененные грехами, немощами и самой физической природой, мы не способны видеть то, к чему мы прикоснулись — сердцем чувствуем. И этим опытом живого и действенного Божественного Царства, которое не придет когда-то, а уже есть, потому что нет времени там, где есть Божественное Царство, — опытом этого Царства мы обогащаемся и обретаем великую силу и способность помнить все, чему Господь научил нас.

Кампания по вскрытию святых мощей 1918-1920 годов

Шестнадцатого февраля 1919 года наркомат юстиции принял постановление о вскрытии мощей святых Русской Церкви во всероссийском масштабе. Вскрытия начались даже до постановления. Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года (вскрытие мощей преподобного Александра Свирского) по 1 декабря 1920 года. За это время было вскрыто 65 мощей. Семнадцатого февраля 1919 года в ответ на начавшееся кощунство Патриарх издал указ, в котором требовал от архиереев устранить поводы к соблазну в отношении мощей (в ряде монастырей и храмов святые останки помещали в специально созданные «куклы», чтобы тело святого казалось полностью сохранным). Разумеется, от большинства вскрытых мощей оставались лишь костные останки, о чем тут же оповещала советская пресса. Нетление объявлялось следствием естественной мумификации. Многие христиане, выступившие в защиту мощей, были репрессированы. Так большевики стремились остановить жизнь Церкви.

Притча о вере в Бога

Советским космонавтам, во время заграничного турне, выпало вступить в разговор с епископом. Ну они, естественно, сразу с места в карьер — вот мы даже в открытый космос выходили, а никакого Бога не увидели. А тот им в ответ — так вам нужно было просто шлем приоткрыть — сразу бы увидели...

Роль ревности (решимости) и дисциплины в духовной жизни

Христианство невозможно факультативно. У прп. Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, — ответил преподобный Серафим, — что не имеем к тому решимости». Свмч. Сергий Мечёв отмечал: «От святых мы отличаемся непостоянством».

Духовная жизнь зависит от решимости человека в значительно большей степени, чем от внешних обстоятельств. Адам пал в Раю, а Лот спасся в Содоме.

В духовной жизни нет середины, её можно уподобить движению на лодке против течения. Христиане идут против течения падшего мира и собственной склонности ко греху; любая остановка приводит к удалению от цели.

Дисциплину в духовной жизни можно сравнить с дисциплиной спортсмена: чтобы был результат, занятия должны быть регулярными; так и духовная жизнь не вызывается лишь озарениями — это систематический труд.

Когда человек говорит, что у него нет времени на духовную жизнь, то это лишь значит, что у него в приоритете что-то другое. За деньгами человек отправляется на край света, а за Богом зачастую не может и до ближайшего храма дойти.

Материализм и теизм

Люди, которые отвергают христианскую веру ради атеизма, обычно являются материалистами — то есть полагают, что вся реальность сводится к материи, которая вечно движется по неизменным законам природы. При этом считается, что материя (в том или ином виде) существует вечно, а её законы никто не устанавливал.

Теисты, то есть люди, которые верят в то, что мир сотворён и поддерживается в бытии личностным, всемогущим и нравственно благим Богом, тоже верят в реальность материи, которую создал Бог и которая движется по установленным Им законам.

Но с точки зрения теизма, материя — это далеко не всё. Существует духовная реальность: Бог, ангелы, души людей, добро, красота, свобода — всё то, что не может быть сведено к материи и её законам.

Атеисты часто считают материализм «научным», но это ошибка в категориях. Материализм никоим образом не является научной теорией, которую мы могли бы обосновать, опираясь на научный метод. Это философская доктрина, причем доктрина, которую у нас не только нет оснований принимать, но есть ряд серьезных оснований отвергнуть.

Молитвословия

Тропарь великомученика Димитрия Солунского

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученика Димитрия Солунского

глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Тропарь преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах

глас 4

Правило веры, и образ кротости,/ и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/ уча е выну смирению,/ не мудрствовати еже высокая,/ сего ради стяжал, яже желаше,/ отче святителю Феофиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского,

глас 4

Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.

Тропарь трясения

глас 8

Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак трясения

глас 6

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Новости по теме

История святыни: мощи Димитрия Солунского
Публикации 8 ноября 2022
История святыни: мощи Димитрия Солунского

В 306 году в Фессалониках принял мученическую смерть святой Димитрий Солунский. Удивительна история жизни этого великого угодника Божия, но не менее удивительна история, связанная с его святыми мощами.

Великомученик Димитрий Солунский: «Я христианин!»
Публикации 8 ноября 2021
Великомученик Димитрий Солунский: «Я христианин!»

Слово в день великомученика Димитрия Солунскаго, произнесенное священником Феодором Успенским в Захарие-Елизаветинской церкви Казанской мужской учительской семинарии.

В Вознесенском соборе Набережных Челнов отметили день памяти великомученика Димитрия Солунского В Вознесенском соборе Набережных Челнов отметили день памяти великомученика Димитрия Солунского

8 ноября в Вознесенском соборе Набережных Челнов отметили день памяти великомученика Димитрия Солунского.

День памяти великомученика Димитрия Солунского — престольный праздник пяти храмов Татарстанской митрополии День памяти великомученика Димитрия Солунского — престольный праздник пяти храмов Татарстанской митрополии

8 ноября Святая Церковь совершает память святого великомученика Димитрия Солунского, мироточивого. В честь этого великого святого, принявшего мученический венец за Христа, освящены престолы пяти церквей Татарстанской митрополии.