18 октября. Собор святителей Московских

9013
Фото

Седмица 20-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученицы Харитины (304). Святителей Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.

Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобного Харитины, князя Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийского (264—265). Мученницы Мамелхвы Персидской (ок. 344). Преподобного Григория Хандзтийского (861) (Груз.).

Преподобного Гавриила Игошкина исповедника (1959).

Собор святителей Московских

Празднование в один день всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Святейшим Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году по ходатайству святителя Иннокентия Московского, а святитель Ермоген — в 1913 году. После канонизации митрополита Иннокентия (Вениаминова), Патриарха Иова, митрополита Макария (современника царя Иоанна Грозного), Патриарха Тихона (Беллавина), митрополитов Филарета (Дроздова), Макария (Невского) и Петра (Полянского) их также причислили к собору Московских святителей. Празднуя их память в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную честь как небесным покровителям Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Служба Московским святителям, по мнению митрополита Макария (Булгакова), была составлена Григорием Отрепьевым.

Мученица Харитина

Духовные деяния этой святой отражены даже в ее имени: Харитина — в переводе с греческого — «творящая милосердие». Благодаря небезразличию к чужому горю и постоянной помощи страждущим, преподобная стала своей в чужой для нее стране. Согласно преданию, литовская княжна вместе с другими вельможами вынуждена была оставить родину из-за смуты. Переселившись на Русь, она в юном возрасте приняла постриг в Новгородском Петропавловском женском монастыре. После многих лет подвижнической жизни Харитина стала игуменьей этой обители, являя пример смирения, чистоты и скромности.

Священномученик Дионисий Александрийский

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский, был обращен в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном и стал его учеником. Впоследствии был наставником Александрийской огласительной школы, а затем в 247 году поставлен во епископа Александрии. Когда в Александрии появилась чума, он призвал свою паству ухаживать равным образом за больными христианами и язычниками и погребать умерших. Скончался св. Дионисий в 265 году.

Священное Писание

Некоторые верующие думают, что чем больше правильных слов они произнесут, чем подробнее объяснят свою правоту, тем с большей гарантией люди, к которым они обращаются, их услышат и с ними согласятся. Но всегда ли это так? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 6 и 7 глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 6.

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Глава 7.

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

Человек — существо не только разумное, но и свободное. К сожалению, для людей верующих далеко не всегда очевидно, что свобода не синоним вседозволенности и развращённости, что она дарована нам самим Богом как важная часть Его образа.

Из опыта собственной жизни мы знаем, что свобода предполагает риск того, что с тобой не согласятся и решат поступить по-своему. В этом контексте стоит вспомнить очень важный педагогический принцип, который заключается в том, что к некоторым вещам человек должен прийти сам, дозреть до них внутренне, с ними согласиться. Мы можем указать другому правильный путь, но при этом не сможем сделать за него выбор. Объясняя нашу позицию, мы можем приводить самые разные аргументы, кто-то пытается подкупить, кто-то запугивает, кто-то старается быть объективным и просто указывает на свой опыт... и всё же наступает момент, в который мы должны остановиться. Человек, который перед нами, даже осознавая нашу правоту, далеко не всегда готов сразу принять наше решение. Оно должно вызреть, ведь порой речь идёт об очень трудных вещах: попросить прощения, навести порядок в супружеской жизни, найти честную работу — всё это требует морального подвига.

Пример этого правильного подхода в сегодняшнем чтении нам являет Христос. «Что это вы говорите мне, Господи, Господи, но не поступаете по моим словам?», — спрашивает Он окружающих людей. Неужели Спаситель не знает причины их инертности? Неужели Он не мог сказать им: "Вы самолюбивые и ленивые грешники, поэтому вы и поступаете так, как вам заблагорассудится. И всё сразу стало бы понятно. Когда мы хотим добиться чего-то своего, мы часто поступаем именно так. Но Христос ставит вопрос и говорит о последствиях, предоставляя выбор им самим, и это принципиально важно. Когда я прошу ребёнка поступить нужным мне образом, я жду что он исполнит мою просьбу и всё. В данном случае его поведение не будет отличаться от деятельности робота, который просто исполнил команду. Но если мне нужно, чтобы ребёнок поступил как личность, чтобы он со мной согласился и оказался на моей стороне, я могу только предложить правильный путь, могу объяснить свою точку зрения... Но дальше я должен замолчать и дать ему возможность сделать собственный шаг.

Думаю, каждый из нас может вспомнить, как отличаются наши чувства в ситуации, когда нас слушаются, от того момента, когда с нами соглашаются, становятся на нашу сторону. Если мы обратим внимание на то, чем Христос обосновал необходимость исполнения Его слов, мы увидим, что речь идёт об очень важных вещах. О том, состоится ли человеческая жизнь, будет ли она целостной или развалится и завершится катастрофой. Казалось бы, если это настолько важно, может быть, надо было действовать жёстче? Может быть, стоит заставить людей соблюдать заповеди? И всё же Христос останавливается и оставляет за людьми возможность самостоятельно принять решение, чтобы мы увидели то глубочайшее уважение, с которым Он относится к нашей свободе, и сделали шаг Ему навстречу.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Порок гнева зримо являет нам безобразие греха. Он превращает человека в безумца: искажается его лицо, изменяется цвет кожи, нарушается связность речи и последовательность мышления, жесты и действия не контролируются. Это в прямом смысле слова одержимость и ненормальность, растворение личности в страсти. Святитель Тихон Задонский, размышляя о пороке гнева, говорит: «Если так страшен вид гневающегося человека, то как страшна в этот момент его душа!» Действительно, порок гнева видимым образом являет все безобразие греховной страсти. Но насколько духовно опасны последствия этой страсти для человека, добровольно отдающего себя во власть гнева? Святой Иоанн Лествичник судит об этом так: «Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость».

Употребление «Аллилуия» в христианском богослужении

Еврейское слово «Аллилуия» («хвалите Бога»), как и «аминь» («истинно так»), в христианском богослужении оставлено без перевода для напоминания о связи с ветхозаветною Церковью. Выражение это невозможно передать на славянский язык одним словом, поэтому оно оставлено в тех звуках, в которых было вдохновлено Богом, сообщая особую таинственность нашему славословию. Служа припевом самых радостных псалмов Псалтири, «Аллилуия» в церковном богослужении выступает в качестве неизменного припева псалмов. «Аллилуия» повторяется трижды в честь Святой Троицы и заканчивается однократным стихом «Слава Тебе, Боже» — в знак единосущия Святой Троицы. «Аллилуия» напоминает, что в православном богослужении хваление преобладает над прошением. Святой VI века авва Силуан говорил, что небесное богослужение — как идеал богослужения — представляет собой непрестанную хвалу Богу: «чин един непрестанно Аллилуиа поёт; другий чин: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; другий чин: благословенна слава Господня от места и дома Его».

Апологеты (II—III вв.)

Во II—III вв., по мере того как христианство распространялось в античном мире, нарастала и враждебная реакция язычников. Ряд античных авторов высмеивали христианство как суеверие, угрожающее социальному порядку, среди простонародья распространялись клеветнические обвинения и слухи в отношении христиан.

Власти рассматривали христианские церкви как «незаконные собрания» и воздвигали на них гонения.

Христианские апологеты взяли на себя труд защиты христианства перед лицом всех этих нападок. Они опровергали клевету и показывали абсурдность возводимых на верующих обвинений. Они объясняли, как, благодаря правой вере, при помощи Божьей, христиане преображаются нравственно и становятся намного лучшими гражданами империи и подданными императора. Они отвечали на доводы философов и показывали нелепость языческих суеверий.

Их труды до сих пор служат нам образцом христианской полемики с заблуждениями, а большинство их аргументов ничуть не устарели.

К числу апологетов относятся, в частности, Ориген, святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, святой Мелитон Сардийский.

Молитвословия

Тропарь святителей Московских

глас 4

Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских

глас 3

Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание

Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Молитва святителям Московским

О, всехвальные святители Христовы и чудотворцы Петре, Алексие, Ионо, Ермогене и Филиппе! Приимите сие малое моление от нас грешных, к вам прибегающих, и теплым вашим предстательством умолите Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Филиппа Перваго

глас 3

Чудо явися, извещением и делы возсияв,/ Духа Святаго произбранием святительства паству приим,/ откровением Божиим церковь разобра/ и величайшую воздвиже,/ всечестне Филиппе, святителю великий,/ мир граду даруй нашему Москве/ и велию милость.

Кондак святителя Филиппа Перваго

глас 8

Во успении твоем обретоша на телеси твоем сокровище некрадомое:/ два креста и тяжчайшая железа, еже есть вериги,/ постом и молитвами Богу угодил еси, святителю Филиппе,/ моли Христа Бога о всех нас.

Тропарь мученицы Харитины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Харитина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Харитины

глас 2

Крепким разумом, Харитино,/ душу утверждали верою,/ борителя врага яве посрамила еси,/ у Христа предста, всеблаженная,/ червленицу от кровей твоих носящи,/ и присно со Ангелы радуешися,/ моли за ны, страстотерпице.

Тропарь святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 6

Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 2

Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

Новости по теме

В день памяти святителей Московских митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на архиерейском подворье в Казани В день памяти святителей Московских митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на архиерейском подворье в Казани

18 октября, в день памяти святителей Московских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию на архиерейском подворье в честь святителей Московских города Казани.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на казанском архиерейском подворье в честь Московских святителей Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на казанском архиерейском подворье в честь Московских святителей

18 октября, в день памяти святителей Московских, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавил престольные торжества на архиерейском подворье города Казани.

Великие святители земли Русской
Публикации 18 октября 2018
Великие святители земли Русской

Сегодня Церковь отмечает память великих первосвятителей — святых архиереев, в разные годы возглавлявших древнюю Киевскую Митрополию Константинопольского Патриархата, а позже — автокефальную Русскую Православную Церковь.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?