9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

5461
Фото

Седмица 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989).

Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Праведного Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.). Благоверного князя Нягу Басарабского (1521) (Румын.).

Священномучеников Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мучеников Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); священномученика Владимира Вятского пресвитера (1939).

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов, избежавший мученической кончины. Из эпохи гонений, перенесённых страданий и подвига исповедничества святой вышел живым. Последние годы жизни он провёл в Ефесе. Когда настало время отшествия ко Христу, апостол, помолившись, велел ученикам погрести его заживо. Недалеко от города Иоанну вырыли крестообразную могилу, и, когда он в неё лёг, ученики, по его слову, засыпали его землей до колен, потом до пояса и затем, закрыв ему лицо платом и отдав последнее целование, полностью засыпали землёй. Христиане Ефеса, узнав о погребении апостола, пришли ко гробу и, откопав, не нашли во гробе тела. В житии мученицы Ермионии, дочери диакона Филиппа, говорится, что она с сестрой Евтихией пришла в Ефес, «ища святого Иоанна Богослова, но не нашла его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию». По преданию, основанному на словах Самого Христа в Евангелии и обстоятельствах погребения, Господь оставил апостола живым до второго пришествия.

Святитель Тихон, патриарх Московский

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, отличался рассудительностью и благочестием и снискал добрую славу мудрого и любящего пастыря. Он был епископом в Америке, где за 8 лет его архипастырского окормления число приходов увеличилось с 15 до 75. В 1917 году он был избран Патриархом Московским и всея Руси. Служение стало для него мученичеством. Ему приходилось ежедневно решать вопросы, определяющие судьбу Русской Церкви. О себе он не думал. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил святитель. Последний год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. Святитель скончался 7 апреля 1925 года. Его мощи покоятся в Донском монастыре города Москвы.

Евангелие дня

«Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её», — эти проникновенные слова принадлежат мудрому царю древнего Израиля — Соломону. О крепкой любви, превосходящей все невзгоды мира, говорит нам сегодняшний составной отрывок из девятнадцатой и двадцать первой глав Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.

Глава 19.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Глава 21.

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Мы с вами стали свидетелями страшного, но одновременно проникновенного эпизода евангельской истории. Христос Спаситель, уже распятый на Голгофском кресте, готовится проститься с земной жизнью. Но находясь на пороге смерти, Сын Божий собирает последние силы и обращает взор на тех, кто стоит внизу — рядом с основанием креста. Господь Иисус видит перед Собой не только гонителей, которые насмехаются над Его страданиями, но и тех, кто, несмотря на все угрозы, нашёл в себе силы, чтобы принести умирающему Христу прощальный дар любви.

Этими людьми, в первую очередь, стали Пресвятая Дева Мария и единственный не испугавшийся ученик — апостол Иоанн Богослов, сын рыбака Зеведея. Здесь же стояли жены-мироносицы — храбрые женщины, часто сопровождавшие Спасителя во время Его странствий. Никто из сочувствовавших Христу не мог, конечно, освободить Его от страданий. Но это и не было нужно.

При всей своей тяжести и жестокости крестная мука была частью промыслительного плана Божьего. Погружаясь в пучину страданий, Сын Божий тем самым разделял боль всего рода человеческого, но вместе с тем уже готовился начать восхождение к престолу Отца Небесного. И если схождение вплоть до ада происходило в одиночестве, то путь наверх вместе со Христом осуществили те пленники ада, что услышали призыв Спасителя и откликнулись на него.

Но вернёмся к прозвучавшему чтению. Господь Иисус всегда благодарно отвечал и отвечает на проявленную к Нему любовь. Вот и в этот раз уже сквозь кровавую пелену предсмертной агонии, превозмогая боль и жажду, Он проявляет заботу и милосердие. В первую очередь, по отношению к любимой Матери. Богородица не оставляется Спасителем в одиночестве. Её хранителем и наречённым сыном становится по слову Христа Иоанн Богослов.

В этом решении Спасителя мы видим не только земное измерение, но и, в хорошем смысле, мистический акт. В лице Иоанна Богоматери усыновляется весь новый народ Божий — церковное собрание верующих во Христа. При этом Богородица не становится какой-то богиней. Она продолжает быть смиренной, хрупкой Девой. Духовная сила, которая от Богоматери исходит, принадлежит не Ей, а Духу Святому. И забота со стороны апостола Иоанна, в которой Она нуждается, есть указание нам — заботиться о слабых, угнетённых, обделённых.

Тот дар любви, который мы адресуем людям, не исчезает, не канет в лету. Ибо большие воды времени не могут потушить истинной любви, и реки жизни не зальют её. Наш дар обязательно будет благодарно принят Христом. И ответом, исходящим от Бога, станут мир, радость, а также ясное понимание, что жизнь проходит не зря. Потому что когда живёшь не только для себя, но через служение ближним разделяешь со Спасителем Его крест, то веришь и надеешься, что и чудо воскресения тебя обязательно коснётся. А проявленная любовь освободится от плена времени и укоренится в Божественной вечности.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того, чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

Архимандрит Софроний (Сахаров) о смысле земной жизни

Вся наша земная жизнь от рождения до последнего вздоха в своем конечном завершении предстанет как некий единый, непротяженный акт. Его содержание и качество возможно увидеть в один миг. Представьте себе сосуд идеально чистого стекла, полный воды. С первого взгляда можно сказать, чиста ли вода или нет, и насколько. Так будет с нами по переходе в иной мир. Всякое движение, даже мимолетное, сердца или мысли оставляет некий след в общей сумме нашей жизни. Предположим, что за весь срок моего земного существования лишь раз чрез мое сердце пробежала злая мысль, например — об убийстве. И эта единственная мысль останется темным пятном на теле моей жизни, если не будет извергнута чрез покаянное самоосуждение. Мы часто успокаиваем себя, думая, что никто нас не видел или никто не знает, что мы мыслим или делаем. Но когда мы полны заботы приготовления к вечности, тогда все меняется и мы стремимся освободиться от всякой тьмы внутри нас.

Молитвословия

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова

глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 3

В годину тяжкую Богом избранный / в совершенной святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, / и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ефрема Перекомского

глас 4

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Ефрема Перекомского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

Новости по теме

В день памяти апостола Иоанна Богослова митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в храме села Масловка В день памяти апостола Иоанна Богослова митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в храме села Масловка

9 октября, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавил престольный праздник в Иоанновском храме в селе Масловка (Рыбно-Слободский района Татарстана).

Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе
Публикации 21 мая 2023
Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе

Христос воскрес! Пять недель прошло с той великой ночи, когда мы, уставшие после сорокадневного пути по пустыне поста, радостно обратились друг ко другу с пасхальным приветствием. И вот вновь и вновь поздравляем друг друга, обнимаемся троекратно

Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон
Публикации 18 ноября 2022
Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон

Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний

В день 75-летия приснопамятного митрополита Феофана (Ашуркова) в Казанском соборе прошли заупокойные богослужения В день 75-летия приснопамятного митрополита Феофана (Ашуркова) в Казанском соборе прошли заупокойные богослужения

21 мая 2022 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, исполнилось 75 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Феофана (Ашуркова).