4 сентября. Грузинской иконы Божией Матери

5519
Фото

Седмица 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305—311). Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского (1942). Преподобного Исаакия Оптинского (1894).

Священномученика Афанасия епископа (270—275), преподобного Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мучеников Харисима и Неофита (270—275). Мученицы Евлалии девы (ок. 303).

Священномучеников Макария, епископа Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); священномучеников Феодора, епископа Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); священномучеников Иоанна, епископа Великолукского, Алексия, архиепископа Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937).

Грузинской иконы Божией Матери (1650).

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Мученица Евлалия дева

Евлалии исполнилось четырнадцать лет, когда император Диоклетиан поднял жестокое гонение на христиан. В это время в город Барцинона (ныне — Барселона), недалеко от которого жила дева, прибыл правитель Дациан, чтобы мучениями принудить христиан к идолопоклонству. Услышав об этом, Евлалия, желавшая пострадать за Христа, втайне от родителей покинула дом и предстала перед правителем. Она смело обличила безбожие Дациана и исповедала христианскую веру. Разгневанный правитель приказал безжалостно пытать юную деву, затем распять ее на Х-образном кресте и наконец обезглавить. После мученической кончины святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл внезапно выпавший снег. Ныне мощи Евлалии — покровительницы Барселоны, покоятся в кафедральном соборе города.

Грузинская икона Божией Матери

Со средины семнадцатого века эта икона почиталась как чудотворная. Грузинский образ Божьей Матери попал на Русь из Персии. В этой мусульманской стране после завоевания ее шахом Аббасом оказалось немало святынь земли Иверской. Новым местом хранения иконы стал Черногорский монастырь Архангельской епархии. За два десятилетия там собралось столько свидетельств о чудодейственном Грузинском образе, что московский патриарх Никон в 1650-ом году установил ежегодное празднование иконы. При царе Алексея Михайловиче крестные ходы с этим образом достигали даже сибирской реки Лена. Ныне существует немало почитаемых списков Грузинской иконы Божьей Матери. Один из них пребывает в Раифском Богородицком мужском монастыре под Казанью.

Евангелие дня

Человеку, который знакомится с христианством, может показаться, что оно разделяет людей на грешников и праведников, своих и чужих и что может привести верующего к закрытости и нежеланию общаться с окружающими. Так ли всё на самом деле, можно понять, если внимательно почитать отрывок из 4 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 4.

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Итак, на первый взгляд чтение, которое мы сейчас услышали, чётко укладывается в логику жёсткого разделения людей на внешний и внутренний круг. Евангелист так и пишет: «когда народ разошёлся, окружающие и двенадцать, то есть люди из близкого круга, спросили его о притче». В данном случае это была притча о сеятеле, которая сегодня нам кажется вполне понятной. Возможно, потому что мы почти две тысячи лет слушаем её объяснение, но дело не в этом. Притча могла быть любой другой. Интересна в данном случае не столько она сама, сколько комментарий Спасителя, который будто бы поддерживает такой элитарный настрой апостолов: «Вам дано знать тайны Царствия Божьего, а внешним в притчах, так что они имея глаза не видят, имея уши не разумеют, и не обратятся, то есть не покаются, чтобы были прощены их грехи». Но суть этой цитаты из пророка Исаии не в том, что Бог рад такому состоянию людей. Нет. В словах Христа мы слышим горькую констатацию факта, что человек неправильно пользуется своей свободой. Он приходит к Богу, но оставляет за собой право отдать Ему лишь часть своей жизни. Народ постоял и разошёлся. Кто при этом остался с Учителем? Тот, кто захотел. Никого насильно не прогоняли и не останавливали. Каждый общался столько, сколько хотел. Каждый услышал столько, сколько хотел. И если бы кто-нибудь из народа решил спросить у Христа о смысле притчи — он стал бы учеником... В этом нет никакого элитаризма, никакой близости ко Христу, кроме той, которую мы устраиваем для себя сами. Сеятель бросает семена, и они попадают на разную почву. Но люди послушали притчу и ушли... Ушли, потому что поняли? Нет. Потому что им, как они думали, было достаточно. Красивая притча, которая создаёт у слушающих ощущение причастности загадке и тайне. И всё же даже для них остаётся возможность изменения жизни, ведь неслучайно Спаситель сравнивает Себя со свечой, которая светит всем.

Летом я видел бетонную отмостку у дороги, через которую пробились несколько колосков пшеницы, и сразу вспомнил притчу о сеятеле. Почва нашей души действительно разная. У кого-то она обработана, у кого-то каменистая, а у кого-то душа просто забетонированная площадка, и всё же смотришь, каким-то чудом и через бетон что-то прорастает и происходит это потому, что никакая душа до конца не закрыта от Бога.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

О предначинательном псалме

В чине богослужения предначинательный псалом назван так потому, что с него начинается вечерня и, соответственно, богослужебный день. В качестве предначинательного святые отцы избрали 103-й псалом, в котором воспеваются творение мира и его Создатель, «так как по окончании дня прилично благодарить за всё». Во время всенощного бдения псалом исполняется с особой торжественностью. В начале в полной тишине священнику и диакону при отверстых Царских вратах полагается совершить каждение всего храма (в современной практике в тишине кадится только алтарь). Каждение напоминает о действии Святого Духа, носившегося над водами, когда не было ещё человека, воспевавшего своего Творца. Затем поётся сам псалом (в современной практике зачастую лишь отдельные стихи псалма). Отверстые Царские врата знаменуют, что человеку было уготовано райское состояние и радостное славословие: «Благослови душе моя, Господа». Затем Царские врата закрываются, что символизирует затворение райских врат вследствие грехопадения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наша задача заключается в том, чтобы из исторического опыта нашего Отечества сделать правильные выводы. Чтобы ни в коем случае народ наш не оступился, чтобы никакие посулы, никакие призывы порвать с верой, с тем чтобы быть более успешным, более богатым, более благополучным, более свободным, не вскружили голову ни нашей молодежи, ни людям зрелого возраста, потому что кровь предшествующих поколений возопиет к небесам. А Господь Всемилостивый, Всемогущий, но и справедливый, никогда не оставляет без Своего Божественного внимания как духовный рост человека, так и его отступничество от Творца.

Сколько всего заповедей?

Принято выделять 10 Заповедей Ветхого Завета и 9 Нового Завета (христианских Заповедей). В действительности Заповедей Божьих гораздо больше (заметим, что требования ветхозаветного обрядового закона утратили силу с заключением Нового Завета между Богом и человеком (Деян.15:28-29).

Содержание всех заповедей, как Ветхого, так и Нового Завета, можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22:37-39). Обобщая, можно сказать, что если главная Заповедь Христова — это заповедь о любви, то грехом является всё, что совершается против любви.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим.13:8-10).

Иногда ошибочно считают, будто в Ветхом Завете не говорится о любви. Напротив! Во Второзаконии мы читаем: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5). А в книге Левит читаем заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). И Спаситель указывает, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40).

Отметим, что в Новом Завете у всех трёх евангелистов, излагающих заповедь о любви к Богу, прибавляется указание о необходимости разумной, осмысленной любви (Мф.22:37).

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская» →

***

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Новости по теме

Торжества в честь Грузинской иконы Богородицы прошли в Раифском монастыре Торжества в честь Грузинской иконы Богородицы прошли в Раифском монастыре

4 сентября, в праздник в честь Грузинской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий и епископ Волжский и Сернурский Феофан совершили Божественную литургию в Троицком соборе Раифского Богородицкого мужского монастыря.

Из истории Грузинского образа Божией Матери
Публикации 4 сентября 2023
Из истории Грузинского образа Божией Матери

Чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери, искусно выполненный в 1661 году и доставленный в новоустроенную Раифскую пустынь, имеет свою, интересную и по сей день еще полную тайн историю.

В праздник Грузинской иконы Божией Матери в Раифском монастыре пройдут праздничные богослужения
Анонсы и объявления 2 сентября 2023
В праздник Грузинской иконы Божией Матери в Раифском монастыре пройдут праздничные богослужения

4 сентября, в праздник Грузинской иконы Божией Матери, молитвенные торжества пройдут в Грузинском соборе Раифского Богородицкого монастыря. Богослужения в престольный праздник обители возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Раифский монастырь встретил традиционный крестный ход с Грузинской иконой Божией Матери из республики Марий Эл Раифский монастырь встретил традиционный крестный ход с Грузинской иконой Божией Матери из республики Марий Эл

25 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, состоялся традиционный крестный ход с почитаемым списком Грузинской иконы Божией Матери из храма великомученика Димитрия Солунского села Новые Параты (Марийская Республика) в Раифский Богородицкий мужской монастырь.