6 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

4855
Фото

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8.

В этот день совершается память:

Мученицы Христины (ок. 300). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015).

Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского (1182). Святителя Георгия, архиепископа Могилевского (1795). Обретение мощей преподобного Далмата Исетского (1994).

Священномученика Алфея Корбанского диакона (1937); святителей Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) исповедников, пресвитеров.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб

Первые русские святые, младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, Борис и Глеб (в Крещении — Роман и Давид) озарили историю Руси подвигом смирения, жертвенности и братолюбия. Незадолго до кончины князь Владимир призвал сына Бориса в Киев и отправил его с войском на печенегов. Однако старший сын князя Святополк после смерти отца занял киевский престол и решил расправиться с братом. Не желая междоусобной распри, Борис по возвращении распустил войско и принял смерть от подосланных убийц, которые пронзили его копьями, когда он молился в шатре за утреней. Глеба постигла та же участь. Зная о гибели Бориса, он предпочел смерть войне с братом. Сам Святополк, прозванный Окаянным, был разбит Ярославом Мудрым и кончил дни в бесславном изгнании. Святые же братья стали небесными защитниками Руси.

Почитание святых князей Бориса и Глеба началось вскоре после их кончины. Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных страстотерпцам, складывался в XI — начале XII веков. Службу святым братьям составил митрополит Киевский Иоанн I (1008-1035). Наиболее важными в древней службе святым Борису и Глебу являются паремийные чтения, которые не заимствованы из текстов Ветхого или Нового Заветов, а представляют собой отрывки из жития святых страстотерпцев. Заголовки чтений, несмотря на содержание, библейские: («От Бытия чтение» или «От Притч чтение»). 1-я паремия содержит поучение о любви и ненависти между братьями, 2-я и 3-я описывают историю убийства святых Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком. В тексте есть аллюзии на ветхозаветные отрывки, использующиеся в паремиях, что свидетельствует о желании составителей уподобить эти паремии библейским. Таким образом, христиане Древней Руси воспринимали историю своей Церкви как непосредственное продолжение библейской Священной истории.

Мученица Христина

Мученица Христина была дочерью Урвана, языческого правителя Тира. В 11 лет она отличалась красотой, и многие хотели на ней жениться, но отец желал видеть её жрицей. Он поместил дочь в дом со множеством идолов и велел ей воскуривать фимиам. Находясь в уединении, Христина задумывалась об устройстве мира и, следуя путём естественного богопознания, наблюдая красоту творения, пришла к вере во Единого Творца. Христина молилась и просила Бога открыть ей Себя. Ответом стало явление Ангела, открывшего ей Христа. Ангел нарёк Христину невестой Христовой и предсказал ей мученичество. После этого девушка разбила идолов в доме, чем вызвала ярость отца. Узнав, что она исповедует себя христианкой, Урван предал дочь бичеванию и отправил её в тюрьму. Святую подвергли жестоким истязаниям, но Ангел каждый раз исцелял страшные раны. Во время пребывания святой в тюрьме её тайно посетило множество людей; так обратилось ко Христу около 3 тысяч человек. При новом городском правителе Юлиане святую Христину зарубили мечом.

Преподобный Далмат Исетский

В 2013 году Русской Церковью было утверждено общецерковное почитание старца Далмата Исетского, устроителя Далматского Успенского мужского монастыря, основанного в 1644 году. Старец прожил долгую жизнь (дожив до 103 лет), полную испытаний. В миру его звали Дмитрием Ивановичем Мокринским. Жил он в Тобольске, был женат, имел детей. После смерти жены ушёл в Невьянский монастырь, где в постриге получил имя Далмат. Узнав, что братия хочет его поставить устроителем, он тайно покинул обитель, взяв лишь родовую икону Успения, и в 1644 году поселился в месте слияния уральских рек Течи и Исети, где стал жить в пещере. Эти земли принадлежали татарскому мурзе Илигею. Он дважды пытался изгнать Далмата из своих владений, но в итоге сам отдал земли святому, а также подарил свой шлем и кольчугу.

У преподобного Далмата Исетского, ставшего в 1644 году на путь отшельника, постепенно появились сподвижники. В 1651 году возвели первые монастырские келлии. В том же году монастырь сожгли кочевники, а насельников или убили, или пленили. Старец во время набега отсутствовал, чудом уцелела в пожаре его родовая икона Успения. Монастырь восстановили и возвели церковь Успения. Позднее обитель не раз разоряли кочевники, но святой снова её восстанавливал. До кончины он оставался простым монахом, хотя его авторитет в монастыре был велик. Преподобный Далмат умер в 1697 году. Братия хранила память о «начальном» старце и его вещи (в том числе кольчугу и шлем Илигея). Люди приходили в монастырь помолиться в усыпальнице святого, у Далматской иконы Успения Богородицы, взять воды из родника старца. В конце XIX века зафиксировано 30 чудес по молитвам к преподобному. В 20-х годах XX века монастырь закрыли, но в 90-е годы он был снова возрождён. 6 августа 1994 года были обретены мощи святого Далмата.

Евангелие дня

Люди приходят в Церковь и начинают называть себя верующими. Но достаточно ли просто верить или эта вера должна быть какой-то особенной? На этот вопрос можно ответить, обратившись к отрывку из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в православных храмах за богослужением.

Глава 14.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что после чуда умножения хлебов, Спаситель буквально заставляет учеников отправиться на другой берег Геннисаретского озера. Только что от них требовался неимоверный подвиг веры, ведь им надо было, отламывая по кусочку, раздать пять хлебов более чем пяти тысячам человек. Раздать не потому, что они считали это возможным, но потому что им поручил это Христос. В этом для них был урок доверия. Им было необходимо понять, что вокруг не просто происходят чудеса, их совершает Спаситель. Именно в Его Лице и через Него Бог присутствует в их жизни.

И вот вслед за одним испытанием возникает другое. Христос поручает апостолам переплыть на противоположную сторону озера. Почему Он торопится, ведь уже вечер и они устали? Самим ученикам это не очевидно, и Сам Господь ничего им не объясняет. Так, школьникам может быть непонятно, почему учитель устраивает контрольную в то или иное время, но у него есть методический план, в котором учитываются неизвестные классу важные вещи.

Итак, отпустив народ, Спаситель в одиночестве молится на горе, а под утро идет по воде к ученикам. Что проще, раздать пять хлебов пяти тысячам человек или встать на поверхность озера как на твердую землю? Апостолы прекрасно знали, и что такое хлеб и, тем более, что такое вода, ведь они были рыбаками. И в одном, и в другом случае речь идет об обращении с материалами, свойства которых им прекрасно известны и тем поразительнее то, что апостолы делают. Причем, если, раздавая хлеб, они рисковали только своей репутацией — стоило ли начинать раздавать хлеб, если бы вдруг на всех не хватило? То ступая на воду Геннисаретского озера, как на твердую почву, Петр рискует собственной жизнью. Мы бываем готовы довериться Христу в обществе. Поспорить с неверующими, попытаться отстоять свои взгляды и где-то даже немного пострадать за них... Но что бывает в смертельной опасности?

— Господи, если это Ты, — говорит Петр, — повели мне подойти к Тебе по воде.

— Иди. — отвечает Христос.

Но кругом буря. Может быть, перед ним действительно его Учитель. В обычной ситуации Пётр верит ему. Но поверит ли здесь? Петр сомневается. Он верит, что перед ним Спаситель, но еще не способен довериться Ему полностью, отдать себя в Его руки, как ребенок отдает себя в руки матери, а ведь именно этому в итоге мы и должны научиться. Не просто верить, что Бог есть, но вверять себя Ему во всем.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Не осуждайте зло, а исправляйте»

Не все совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Наша цель — не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Грешника нужно встречать с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола, и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь не открывается людям гордым и надменным, которые кичатся своим благочестием, чистотой веры, а в сердце не имеют любви. Ведь точно так же поступали фарисеи, которые были благочестивыми людьми: исполняли все предписания, читали, говоря нашим языком, все правила, каноны и молитвы. Они делали всё, что требовалось, — а Господь осудил их страшными словами, и недаром именно они стали противниками Бога и распинателями Сына Божия. Поэтому в смирении стяжите души ваши (ср. Лк. 21, 19), чтобы никакой духовной надменности, высокомерия, гордыни, сознания своей непременной правоты не возникало в сердце. Помните пример старца Амвросия, который говорил тихим голосом, который всегда исповедовал свое несовершенство, являясь при этом совершеннейшим образцом святости и монашеской жизни.

Земная Церковь — это все христиане

В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога. Мы не должны считать и именовать церковью лишь Патриархию или епархиальное управление. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Народ в массе своей пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».

Мы, миряне, не должны ощущать себя в храме лишь статистами или зрителями. Не нужно бояться обращаться к священникам. Им тоже необходима обратная связь.

В церковной общине можно найти применение своим талантам. При многих храмах организованы братства, сестричества, благотворительные организации. Если в вашем храме их ещё нет, не ждите приглашения, предлагайте сами. В церкви можно петь, стать алтарником, чтецом, проводить беседы, помогать в воскресной школе. Душеспасительно омыть храм после службы, помочь в трапезной.

Истина и терпимость — почему противостоять заблуждениям есть дело любви

Терпимость может означать стремление к поддержанию мира с людьми, которые отличаются от нас в каком-то отношении — выглядят по-другому, говорят на другом языке или придерживаются других обычаев. Такого рода терпимость — это добродетель. Как говорит Апостол, если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18).

Но терпимость к людям часто подменяется чем-то совсем другим — готовностью соглашаться с любыми заблуждениями. Людям кажется, что говорить о том, что наша вера истинна, а другие — ошибочны, значить, проявлять нетерпимость.

Но открыто выступать против заблуждений — это долг любви. Врачи не станут проявлять терпимость к убеждению, что рак можно вылечить средствами народной медицины. Ведь от этого зависит жизнь пациентов. От истинной веры зависит нечто гораздо более важное — обретем ли мы жизнь вечную и блаженную. Поэтому стояние в истине и опровержение заблуждений — есть дело любви.

Молитвословия

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба

глас 2

Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба

глас 3

Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 4

Тезоименит званию твоему,/ яко многоплодное древо,/ насажден сый во обители Божия Матере,/ многая и чудная тщанием твоим исправления показавый,/ мудре Поликарпе,/ моли Христа Бога о нас,/ яко да и мы, многия плоды добродетелей Ему принесше, спасемся.

Кондак преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 8

Яко преподобным Печерским совсельника/ и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна,/ вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося,/ приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще:/ радуйся, архимандритов Печерских похвало.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Христина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Званием евангельски Христу уневестившися,/ Христино славная,/ славу мира сего и похоть бренную вменила еси ни во что же,/ о самом телеси небрегущи,/ муки претерпела еси доблественно,/ тем твое страдание хвалами почитаем,/ мученице, Христу тезоименитая.

Кондак мученицы Христины

глас 4

Световидная голубица позналася еси, криле имущи злате,/ и к высоте Небесней возлетела еси, Христино честная./ Темже твой славный праздник совершаем,/ верою покланяющеся твоих мощей раце,/ из неяже истекает всем обильно/ исцеление Божественное,// душам же и телом.

Новости по теме

В день памяти святых Бориса и Глеба митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря В день памяти святых Бориса и Глеба митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого монастыря

6 августа, в пятницу седмицы 7-й по Пятидесятнице, в день памяти благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Престольный праздник в Борисоглебском храме Казани возглавил митрополит Феофан Престольный праздник в Борисоглебском храме Казани возглавил митрополит Феофан

15 мая, в праздник перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Борисоглебском храме г. Казани (п. Борисоглебское).

Борисоглебский храм города Казани отметил престольный праздник Борисоглебский храм города Казани отметил престольный праздник

6 августа 2018 года, в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, престольный праздник отметили в храме поселка Борисоглебское города Казани.

Митрополит Феофан возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме Казани Митрополит Феофан возглавил престольный праздник в Борисоглебском храме Казани

15 мая, в праздник перенесения мощей свв. Бориса и Глеба, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Борисоглебском храме г. Казани (пос. Борисоглебское).