21 апреля. Память святителя Нифонта, епископа Новгородского

4541
Фото

Неделя 5-я Великого поста

В этот день совершается память:

Апостолов от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

Мученика Павсилипа (ок. 117-138). Святителя Келестина, папы Римского (432). Святителя Нифонта, епископа Новгородского (1156). Преподобного Руфа, затворника Печерского (XIV). Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.). Мучеников Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821).

Священномученика Сергия пресвитера (1933).

Шуйской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня — и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм — и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Апостолы от 70 Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм

Святые входят в число 70-ти апостолов, избранных Христом. Иродион был родственником апостола Павла. Апостолы Петр и Павел поставили его епископом города Патары. Он обратил в христианство многих греков и иудеев. Прочие язычники и иудеи, сговорившись, напали на святого, стали избивать его палками, забрасывать камнями, ударили ножом. Когда мучители ушли, Господь поднял апостола невредимым. Позже Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда Петра распяли, был усечен мечом и Иродион. Апостол Агав проповедовал в разных странах, он предрек страдания апостола Павла в Иерусалиме. Апостол Руф был епископом в греческих Фивах, а Асинкрит — в малоазийской Гиркании. Апостол Флегонт был поставлен епископом в Далматии, а Ерм — во Фракии. Все они подверглись истязаниям и удостоились мученической кончины.

Святитель Келестин, папа Римский

Святитель Келестин родился в конце IV века в Риме, был учеником и другом великих святых — Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. За благочестие и добродетели Келестин был избран главой Римской Церкви. Основной заботой папы стала защита чистоты Православия. На Поместном Соборе в 430 году святитель изобличил ересь Нестория, в которой умаляется Божественная природа Иисуса Христа. На III Вселенском Соборе посланники папы Келестина также засвидетельствовали верность Рима истинному учению о Христе как о Богочеловеке. Святитель мирно скончался 6 апреля 432 года.

Святитель Нифонт, епископ Новгородский

Святитель Нифонт, епископ Новгородский, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В 1130-м году он был возведен на Новгородскую кафедру. Новгород высоко ценил своего пастыря как зодчего храмов и знатока церковных канонов. В 1135-м году Нифонт проявил себя как миротворец. Он прекратил вражду между киевлянами и черниговцами, обратившись к князьям с просьбами. Когда князь Изяслав II Мстиславович без благословения Константинополя поставил митрополитом Киевским Климента, Нифонт не признал последнего и был сослан в Печерский монастырь. При князе Юрии Долгоруком он вернулся на кафедру. В 1156-м году Нифонт снова оказался в Киеве, где после непродолжительной болезни скончался. Ныне его мощи покоятся в Ближних пещерах Киевской Лавры.

Священное Писание

Идеи, живущие в наших головах, бывает, становятся сильнее нас самих. И дело не о психическом расстройстве. Речь о другом. О нежелании или неспособности человека признать, что реальность значительно глубже картинки, сложившейся в нашем уме. Пример подобного пленения иллюзией мы можем найти в 10-й главе Евангелия от Марка. Отрывок из неё читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 10.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Земное служение Христа Спасителя близится к завершению. И мы становимся свидетелями последнего путешествия Господа Иисуса в Иерусалим. Началось и закончилось это странствие, на первый взгляд, радостными событиями. Христос отправляется в иудейскую столицу после события Преображения. Входит в Иерусалим Спаситель под восхищённые крики толпы. Но рядом с каждым из торжеств ощущается дыхание смерти. Христос знает чем в итоге завершится Его земное служение. Сына Божьего ожидает Голгофа.

Христос предельно честно несколько раз предупреждает учеников, что случится с ним столице древнего Израиля. Мы слышим горестные слова: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Казалось бы, предупреждение звучит предельно ясно и доходчиво.

Но что из всего сказанного, в конечном счёте, услышали апостолы? К сожалению, почти ничего. В лучшем случае — концовку. Вполне в соответствии с рекомендациями киноразведчика Штирлица, полагавшего, что люди запоминают только последнюю часть беседы. Вот и апостолы, пропустив всю основную участь, для себя уяснили — всё будет хорошо, а их Учитель на третий день воскреснет. Как ещё можно объяснить поведение апостолов Иакова и Иоанна, которые начинают выпрашивать для себя наиболее привилегированные места в Царстве Мессии? Пленение, унижения, побои, распятие — всё это было пропущено мимо ушей.

Дальше апостолы, подобно героям другой советской кинокартины — «Республика ШКИД», начинают ссориться. Происходит настоящая делёжка выгодных должностей. Мечты о власти и почёте захватили сознание учеников. Как же больно было Христу смотреть на такое поведение апостолов! Но ни укора, ни наказания от Спасителя не исходят. Он лишь смиренно спрашивает: «Готовы ли вы пить Мою чашу и принять Моё крещение?» Не царскую чашу славы, а горькую чашу мучения. «Конечно», — легкомысленно отвечают апостолы.

За слова нужно отвечать. И в будущем все ученики пройдут через собственную Голгофу. Но апостолы к тому времени будут уже совсем другими людьми, преображёнными благодатью Духа Святого. Они полностью избавятся от легкомысленных иллюзий о земном господстве и последуют примеру любимого Учителя. Будут желать не власти, а служения Богу и людям, будут не подавлять или использовать, но вдохновлять и помогать. Прозвучавшее евангельское чтение учит нас здоровой рассудительности, напоминает важное правило: «Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться». Дорогого стоит быть честным по отношению к себе, понимать — кто ты и для чего пришёл в этот мир. А ещё — понимать волю Божию, состоящую в том, чтобы быть служителем любви Господней.

священник Стефан Домусчи // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», — в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 13-22; Ин. 5, 17-24

«Судите справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1 Ин. 1, 1). Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, — первые надежные свидетели истины. В этом отношении, ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 19 1/2 — ред.), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, — а ныне отпадающих очень много, — то отпадают не почему другому как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главное богослужение Церкви называется Евхаристией, потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую Жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Недостаточность действия естественного нравственного закона для полноценной духовно-нравственной жизни

Действие естественного (врождённого) нравственного закона, обнаруживаемое в проявлении нравственного чувства, способствует тому, что человек, как правило, сознает, что такое добро и что такое зло. Однако одного только этого чувства бывает для этого недостаточно. Это может быть связано с его воспитанием, с влиянием на его мировоззрение общественной морали, общественных традиций и норм социального поведения, с проявлением в нём различных греховных пристрастий и страстей.

Конкретные, четко сформулированные формы требований нравственного закона даны человеку посредством Сверхъестественного Откровения. Они конкретно диктуют человеку, что он должен, а чего не должен делать, чтобы соответствовать своему призванию и предназначению.

Довольно лаконично важнейшие требования нравственного закона отражены в 10 заповедях, данных еврейскому народу во времена Ветхого Завета. В новозаветные времена Господь Иисус Христос дал людям углубленное толкование этих заповедей и дополнил их перечень множеством других.

Молитвословия

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 3

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 5

Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.

Тропарь преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.

Кондак преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 6

Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года