6 ноября. Празднование иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

6249
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Преподобного Зосимы Верховского (1833).

Преподобных Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII—XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженного Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553—555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Преподобного Георгия исповедника (1959).

Священномучеников Лаврентия, епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта (1918); преподобного Арефы Митренина исповедника (1932); священномучеников Иоанна Смирнова и Николая Никольского пресвитеров (1937); священномученика Петра Богородского пресвитера (1938).

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в 1688 г. Сестра Патриарха Иоакима Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, во время молитвы услышала голос, велевший помолиться перед этим образом Пресвятой Богородицы в храме Преображения Господня на Ордынке. Евфимия исполнила сказанное, и после водосвятного молебна получила исцеление. В XVIII в. на месте этого храма выстроили церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворный образ.

Преподобный Зосима Верховский

Преподобный Зосима проходил службу в Преображенском полку, когда Господь сподобил его посетить старца Адриана Блинского. Жизнь отшельника настолько поразила Зосиму, что он решил уйти в Коневский монастырь. Подвизаясь вместе со старцем Василиском, стяжавшим дар Иисусовой молитвы, Зосима записывал все его наставления, тем самым передал этот ценнейший аскетический опыт потомкам. Вскоре старец Адриан благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но они задумали уйти на Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую Гору, но каждый раз у них не получалось. После 20 лет отшельничества преподобный Зосима стал основателем двух женских общин, написав устав для этих обителей.

Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников

Однажды население целого города приняло мученическую кончину, отказавшись отречься от веры в Спасителя. Это случилось в VI веке в Аравии, когда ее правитель, иудей Дунаан, издал указ об убиении последователей Христа. Жители города Неграна во главе с городским правителем Арефой остались верны Господу. Дунаан с войском осадил город и, не в силах взять его, пошел на обман, возвестив, что обойдется данью. Жители города, поверив лжецу, не послушались совета святого Арефы и открыли ворота. Дунаан велел разжечь огромный костер и сжечь всех клириков города, дабы запугать остальных. Он вновь предложил горожанам отречься от веры во Христа — те мужественно отказались и приняли смерть. Позднее наказание настигло Дунаана: он был побежден и убит эфиопским царем Елевзоем, который поддерживал христиан Аравии.

Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский

Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский, был родом из Адрианополя. Пройдя монашеский искус на Афонской горе и отшельническую жизнь, он в 1289 году был единодушно избран на кафедру Вселенской Церкви. Из-за периодически возникавшего недовольства свт. Афанасий несколько раз оставлял кафедру, но был укорен Господом за это, что не до конца исполнил свой пастырский долг. Покаявшийся в своем малодушии, святой получил от Господа прощение. Преставился он в возрасте 100 лет.

Евангелие дня

Приходилось ли вам, дорогие слушатели, самим подбирать ключ к замку — когда почему-то потерялась к нему бирка? Я очень хорошо помню это ощущение, когда перед тобой — целая куча ключей, и ты мучительно пытаешься ощутить — точно ли этот ключ не подходит, или же это сам замок барахлит? И в какой-то момент вдруг слышишь, как наконец-то ключ поворачивается, и дверь открывается. К чему я вспомнил про ключи — надеюсь, будет понятно после знакомства с отрывком из 10й главы Евангелия от Луки, который сегодня мы слышим во время богослужения в наших храмах.

Глава 10.

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

В сегодняшнем отрывке Сам Христос Спаситель утверждает одну невероятную истину: Он — единственный Ключ, только Который и способен открыть дверь доступа к Богу, Небесному Отцу, Творцу мироздания, без Которого бытие не могло бы существовать и одно мгновение.

И тут я позволю себе задать один вопрос: а зачем вообще эту «дверь» открывать? Может, пусть она лучше так и остаётся надёжно запертой — а то мало ли что?...

Ответ — на поверхности: когда мы сами разрешаем нашим детям носить с собой ключи от дома? Когда они достаточно повзрослеют и будут способны не впустить в дом кого попало, будут внимательными, чтобы не устроить в доме пожар или потоп, достаточно предусмотрительными, чтобы не потерять ключи или не отдать их какому-то злоумышленнику. Пока ребёнок ещё недостаточно повзрослел — ни один разумный родитель не доверит ему ключи от жилья.

Но что даёт открытая дверь к Богу? Возможно, это прозвучит слишком пафосно — но, простите, тут иначе не получится: прямой доступ к Богу даёт нам возможность уподобляться Ему Самому — как ребёнок дома, постоянно общаясь с родителями, напитывается от них — так и человек, имея реальное, прямое, не опосредованное никакими преградами общение с Богом, не может не становиться другим — одухотворённым, просвещённым, просветлённым, обоженным. «Уже не я живу, — говорит апостол Павел, — но живёт во мне Христос» — это именно то состояние, которое невозможно достичь, находясь под закрытой дверью.

Вся история человечества — долгий путь «подбора» разнообразных ключей или отмычек, чтобы получить доступ к Творцу. Чего только ни пытались делать — и взламывать эту дверь экстатическими практиками — да только лишь немного щель расширили — и толком ничего так и не разглядели. Высочайшие умы рассчитывали возможную конфигурацию замка методом подбора сложных философских концепций — но и этот ключ так и не смог открыть замок. Представители разных религий пытались обстукивать эту дверь своими ритуалами и службами — но оттуда, из-за двери, было слишком мало ответов, чтобы понять, как же она отворяется. И вот однажды из-под самой двери вдруг был просунут совершенно обычный, ничем не приметный ключ — не из золота, а из самого обычного материала — который и оказался родным к замку. Этот ключ — Христос, Сын Божий: Им открылся полный, неограниченный ничем доступ к Небесному Отцу — настолько широкий, что о таком даже никто и мечтать не мог: дверь оказалась буквально распахнутой настежь!

В нашей аналогии есть одна слабая сторона: Христос — не только Ключ, но и Сама Дверь: Он Сам о Себе так и говорит: «Аз есмь дверь: кто войдёт мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин. 10:9). Тот, кто следует словам Христа, тщательно исполняет всё, заповеданное Им, приобщается Ему в Таинствах Церкви — на своём личном опыте узнает, что такое — быть в Доме Небесного Отца желанным сыном, который «и входит, и выходит» — и дверь перед ним уже никогда не бывает на замке!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дева Мария является радостью для всех, кто проходит через скорбь. Поэтому обращение к Ней с особой молитвой отзывается в Ее материнском сердце любовью и вспомоществованием к тем, кто с верой просит Ее помощи. Я бы хотел всем нам пожелать обрести умение преодолевать скорбь. Скорбь не должна разрушать нашу веру, нашу жизнь, ведь тот, кто лишен веры, погибает от скорби, и мы знаем страшные примеры того, как человек, не находя выхода из сложившейся ситуации, под тяжестью скорби налагает на себя руки и навсегда лишается надежды на Царствие Божие. Почему я говорю о скорби? Потому что это часть нашей жизни, и Господь дает нам силу веры еще и для того, чтобы мы могли побеждать всякую скорбь и всякое тяжкое жизненное обстоятельство. Где Господь — там свет, там победа, там радость, но иногда для того, чтобы осознать Божие присутствие в жизни, надо пройти через трудности. Пусть трудные жизненные обстоятельства не ломают нашу волю, не подрывают нашу веру, но, напротив, помогают почувствовать Божие присутствие, Божию руку в нашей жизни.

О молитве Иисусовой

Иисусовой молитвой называется краткая покаянная молитва, обращённая к Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Нередко её читают в краткой форме: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или просто «Господи, помилуй». Традиция Иисусовой молитвы восходит к евангельским просьбам об исцелении или прощении (например, слепой Вартимей молился: «Иисус, сын Давидов! помилуй меня!» — Мк. 10:47). Новый Завет указывает на важность призывания Имени Христова; так, апостол Пётр сказал членам Синедриона, стремившимся остановить проповедь: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Чтение молитвы Иисусовой — средство стяжания непрестанной молитвы, к чему призывал апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). По слову святителя Диодоха Фотикийского (V век), христиане должны иметь непрестанную память о Господе. Практика Иисусовой молитвы достигла расцвета в XIII—XIV веках среди подвижников-исихастов — прежде всего, на Афоне.

Притча о тайне Святой Троицы

По преданию, когда блаженный Аврелий Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:

— Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!

Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:

— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?

И тут же мальчик исчез.

Духовная жизнь в Православии

Истину требуется не только найти, к истине требуется приобщиться: теория без практики не спасительна. Вера без дел мертва (Иак.2:26).

Что есть духовная жизнь? Духовная жизнь — процесс двуединый. Это и жизнь человеческого духа, и действие Святого Духа (т.е. Бога) в человеке. Можно сказать, что это оживление и преображение человеческого духа Духом Святым. Один из образов духовной жизни — огонь любви к Богу в сердце, который требуется поддерживать и усиливать.

Начало духовной жизни полагается в Таинстве Крещения, духовном рождении, усыновлении (удочерении) Богу, вступлении в Церковь, стремлении быть верным Богу, исполнять Его Заповеди, освобождении духа человека от преобладающей власти дьявола.

Можно выделить четыре составляющие духовной жизни: молитву, церковные таинства, духовное чтение, милосердие.

Духовная жизнь осуществляется в форме взаимодействия Бога и человека (греч. синергия). Бог даёт всё необходимое для нашего спасения. Он призывает нас, приумножает духовные силы Своею благодатью.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 4

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Арефы и с ним 4299 мучеников

глас 1

Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.

Кондак мученика Арефы и с ним 4299 мучеников

глас 4

Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.

Тропарь преподобного Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Богатство твое душевное погубити хотя враг,/ помрачил тя бяше богатством тленным исперва,/ но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти,/ душевное же невредно соблюд,/ Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо,/ тем тя чтим и ублажаем.

Кондак преподобного Арефы, затворника Печерского

глас 2

Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобне Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.

Тропарь святителя Афанасия, патриарха Цареградского

Чистоты жития светом страстное терние попалил еси/ и течением слез безплодную землю напоил еси,/ многоплодну ниву душевную соделав,/ Афанасие преблаженне,/ светило Царюграду, Патриархом удобрение,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Афанасия, патриарха Цареградского

глас 2

В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь блаженного Елезвоя

глас 4

Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.

Кондак блаженного Елезвоя

глас 4

Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.

Новости по теме

В Спасском соборе Елабуги молитвенно отметили праздник иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» В Спасском соборе Елабуги молитвенно отметили праздник иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость»

6 ноября, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , в Спасском соборе города Елабуги было совершено праздничное богослужение. Северный придел церкви освящён в честь этого почитаемого образа Царицы

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

6 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря.

День чествования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — престольный праздник семи храмов Татарстанской митрополии День чествования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — престольный праздник семи храмов Татарстанской митрополии

6 ноября Русская Православная Церковь прославляет Божию Матерь, вспоминая Её иконописный образ, именуемый «Всех скорбящих Радость».

Митрополит Феофан возглавил престольный праздник собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свияжске
Митрополит Феофан возглавил престольный праздник собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свияжске

6 ноября, праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Богородице-Скорбященском соборе в Свияжске.