4 апреля. Память преподобного Исаакия, игумена Далматского

3374
Фото

Седмица 3-я Великого поста

В этот день совершается память:

Священномученика Василия, пресвитера Анкирского (362—363).

Мученицы Дросиды, дщери царя Траяна (104—117). Преподобного Исаакия Далматского (IV).

Память епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева). Выпускник Казанской духовной академии (1915). Возглавлял Казанскую епархию с 21 октября 1949 по 4 апреля 1950 гг. Скончался в Казани 4 апреля 1950 г., погребен за алтарем храма Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Преподобный Исаакий, игумен Далматский

Преподобный Исаакий подвизался в пустыне во второй половине IV века. Когда при императоре Валенте, исповедующем арианство, начались преследования православных, преподобный пришёл в Константинополь. В это время готы захватили Фракию и направились к столице Византийской империи. Когда Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий громогласно обратился к нему: «Послушай меня, открой храмы православным — и победишь врагов своих. Если же не послушаешь — не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Однако Валент приказал посадить подвижника в темницу. Вскоре византийские войска потерпели поражение, а император, который нашёл убежище в сарае, был сожжён готами. Сменивший Валента святой царь Феодосий Великий по совету старца изгнал ариан из Константинополя и возвратил все храмы православным.

Мученица Дросида Римская

Дросида была дочерью императора Траяна (98—117), который жестоко преследовал христиан. В 99 году он возобновил существовавший ранее закон, запрещавший тайные общества и косвенно касавшийся христиан, а в 104 году ввел специальный закон против христиан. Тогда тела убитых мучеников часто оставались непогребенными для устрашения других. Пять дев-христианок взяли на себя похороны казненных. Узнав об этом, царевна Дросида попросила их взять ее с собой, но в первую же ночь их схватили и привели к Траяну. Узнав в одной из пленниц свою дочь, император пришел в ужас и велел содержать ее отдельно в надежде, что она одумается, а остальных предал сожжению. Вскоре, по повелению Траяна, были установлены две печи, в которых император предлагал христианам самим себя сжечь, если они не желают принести жертву богам. Многие христиане отправлялись на мученическую смерть добровольно. Святая Дросида горячо помолилась Христу Спасителю и, когда охраняющие ее уснули, пошла к топившейся печи и бросилась в огонь.

Священномученик Василий Анкирский

Пресвитер Василий был священником в Анкире Галатийской во время распространения арианской ереси (IV век). Ее сторонники считали, что Христос не единосущен Богу Отцу. Арианство поддержал император Юлиан, получивший за это прозвание Отступник. Василий же призывал свою паству твердо держаться Православия, за что арианский собор лишил его сана. Православный Палестинский Собор 230-ти епископов восстановил Василия в священническом сане, и он продолжил проповедь, обличая ариан и в их числе самого императора. Святого схватили как опасного государственного преступника и приговорили к пыткам. Во время истязаний Василий молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, за то, что Ты вырвал душу мою из ада преисподнего и сохранил во мне Имя Свое незапятнанным!» Священномученик скончался с молитвой на устах.

Священное Писание

Каждый человек по-своему стремится к счастью, так, как он его понимает. Но к какому понимаю счастья призывает христианство? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й и 12-й глав книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 11.

10И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.

11И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.

12И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

13И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.

14И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

15И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.

16Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.

Глава 12.

01И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

02Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

Настоящее и подлинное счастье человека никогда не может быть основано на ущемлении или унижении других людей. Человек так устроен, что он становится подлинно счастливым только тогда, когда ему хорошо вместе с другими людьми. Могут возразить и сказать, что многие испытывают радость и даже счастье от того, что владеют чем-то исключительным, эксклюзивным, что будто бы возвышает их над другими людьми. Однако это ощущение кратковременно и по сути ложно, потому что всё время связано с боязнью потери этого положения. С одной стороны, людям действительно проще ощущать себя богатыми на фоне бедных, добрыми на фоне злых, верными Богу на фоне неверных. Более того, в Ветхом Завете мы видим, что Бог позволяет людям формировать свою общность или, как бы мы сегодня сказали, идентичность, вопреки остальным народам. И всё же, с другой стороны, в контексте общего замысла Божьего, очевидно, что Господь стремится к объединению всех людей вообще, вне зависимости от их происхождения. Именно поэтому, несмотря на последствия грехопадения, в глубине души мы чувствуем правоту библейских слов «не хорошо человеку быть одному» и даже можем сформулировать их шире, сказав «не хорошо людям быть одинокими, отделёнными и противопоставленными друг другу».

В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исаии мы слышим слова, которые противоречат иудейским чувствам отделённости и исключительности. Исаия говорит о времени, когда к потомку Давида соберутся язычники. Он будет для них, как военный стяг, как знамя, ведь они не просто придут, но выберут Его сторону и обратятся к Нему. Причём пророк произносит загадочную фразу: «и будет покой его — слава», или в другом переводе «и место его покоя прославится». Но что это значит? Что за место покоя? На языке Писания место покоя Божьего — это гора Сион, на которой стоит Иерусалим. Но речь не столько о точке на карте, сколько о месте, в котором жители исполняют волю Божию. Выходит, что, когда язычники обратятся к потомку Давида, под которым церковь всегда понимала Христа, они изберут волю Божию, покаются и войдут Его дом, который будет прославлен.

Обращая к нам чтение, в котором говорится о возвращении народа Божьего домой и об обращении к Богу язычников, Церковь сообщает нам одну простую истину: подлинное счастье для всех людей возможно только тогда, когда все они преодолеют разделения и будут едины с Богом и друг с другом.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пречистая Дева более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Преподобный Паисий Святогорец о радости во Христе

Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос дает радость и утешение. Где Христос — там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям: «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остается с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома, посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел все, чего желало мое сердце, но в конце понял, что все это суетно». Мирская радость дает нечто временное, что приятно только в данный момент, не дает того, что дает радость духовная. Духовная радость — это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости.

О поклонении Честному и Животворящему Кресту Господню

В третью неделю Великого Поста празднуется поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Крест выносится на всенощной, и при поклонении ему Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Традиция праздника была установлена в первые века христианства, о нем писал святитель Иоанн Златоуст в IV веке. В VII веке святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» Дойдя до середины самого строгого поста и терпя определенные лишения, верующие видят перед собой Крест, который напоминает им о страданиях и смерти Господней и воодушевляет постящихся на продолжение не столь уж трудного подвига ради очищения души и тела. Крест называют Древом жизни. Он напоминает поэтому также о падении Адама и о том, что именно через Древо Креста, на котором был распят Господь, человечество получило избавление от последствий этого падения и жизнь вечную, обещанную Спасителем.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, пресвитера Анкирского

глас 8

Законно течение совершив/ и веру соблюл еси, священномучениче Василие,/ сего ради мучения венцев сподобился еси/ и Церкве столп непоколебим явился еси,/ Сына, Отцу Собезначальна и Духу исповедав,/ Троицу Нераздельную,/ Юже моли избавитися от бед чтущим Тя,/ да зовем ти:/ радуйся, Василие Богомудре.

Новости по теме

В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе В день принесения в Казань ковчега с частицей Пояса Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском соборе

12 июня, в день памяти преподобного Исаакия исповедника, митрополит Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря. Перед началом богослужения состоялась торжественная встреча ковчега с частицей Пояса Пресвятой Богородицы.

Священномученик Василий, пресвитер Анкирский (362-363 гг)
Жития святых 4 апреля 2017
Священномученик Василий, пресвитер Анкирский (362-363 гг)

Был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия.

Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)
Жития святых 4 апреля 2017
Преподобный Исаакий Далматский (4-5 век)

Подвизался сначала в пустыне. Но узнав о гонении императора Валента (364-378 гг.) на православных, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, где ревностно боролся за чистоту Православия.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?