Сегодняшнее воскресенье называется неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти всех святых нашей Церкви? Нет конечно.
В прошлое воскресенье мы праздновали праздник Пятидесятницы, когда Дух Святый сошёл на учеников Христовых, апостолов, а в их лице и на всех верующих. Этот день называют днём рождения Церкви. Дух Святый сошёл от Бога Отца и как бы оплодотворил её к духовному плодоношению. А ныне Церковь уже показывает нам сонмы святых — плоды Святого Духа.
За всю эпоху существования Церкви миру было явлено огромное множество святых. Сонм святых разделяется на лики, в зависимости от образа жизни, рода подвига и образа смерти. Есть, во-первых, ветхозаветные святые — праотцы и патриархи, сохранявшие веру в Единого Истинного Бога и в грядущего Искупителя посреди развращённого рода человеческого, погрязшего во многобожии и идолопоклонстве. Есть ветхозаветные пророки, являвшиеся буквально совестью народной, напоминавшие народу Божию закон Божий и предсказавшие Пришествие Христа во плоти. Есть апостолы, ученики Христовы, и равноапостольные, повторившие подвиг апостолов в проповеди Евангелия. Есть мученики и исповедники, засвидетельствовавшие перед враждебным миром свою веру во Христа и верность Ему. Есть святители, преемники апостолов, наследники апостольской власти, устроители и созидатели Церкви Христовой. Преподобные, опытно прошедшие науку познания падшего человеческого естества, знатоки самых глубин человеческой души, достигшие высот духовного совершенства, вплоть до стяжания дара прозорливости и пророчества. Святые цари, императоры и князья, поставленные во главу народов и государств и стремившиеся воплотить Евангельский идеал в общественной жизни, на земле. На той самой грешной земле, о которой сказано, что князь мира сего — диавол. Святые воины, в буквальном смысле положившие, по слову Евангелия, жизнь свою за ближних своих. Праведные миряне, подвизавшиеся в миру, на поприще семейной жизни, и тем доказавшие, что никакая, даже мирская обстановка, не мешает человеку достичь духовного совершенства, святости и спасения души. Святые целители и бессребренники, которые, имея от Бога дары чудотворений и исцелений, не соблазнились ими и не использовали их для своего прибытка и выгоды. Христа ради юродивые, которые до такой степени отверглись себя, что в глазах окружающих имели вид лишённых самого дорогого, что есть в человеке как в образе Божием, — разума.
Апостол Павел сказал прекрасные слова: «Ина слава солнца, ина слава луны, ина слава звёзд. И звезда от звезды разнится во славе». Как звёзд на небосводе великое множество, и все они, если приглядеться, разные и по яркости, и по цвету; так и святых великое множество, и все они разные, и у каждого свой подвиг. Каждый по-своему прославил Бога. Тот же апостол изрёк в высшей степени вдохновенные строки: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались в пустынях и горах, в вертепах и пропастях земных. Они были как странники и пришельцы на земле, не имели здесь пребывающего града, но взыскали грядущего, которого Художник и Строитель Бог».
И здесь тоже уникальность христианства, в отличие от прочих религий. Не только в вере во Христа и в учении о том, что Бог есть Троица и Бог есть Любовь. А ещё и в том, что христианство говорит: человек не один на один с Богом. Есть ещё множество святых небожителей. Кроме Бога и человека, на Небе есть сонмы святых заступников, которые предстоят пред Престолом Божиим и ходатайствуют за нас, земных, зачастую лишённых по причине множества грехов дерзновения перед Богом. Ни в одной другой религии нет такого сонма святых, предстателей и ходатаев за грешный род человеческий.
Кто же такие святые? У нас зачастую это слово вызывает ассоциацию с дивными пророками, чудотворцами или некими отшельниками, людьми «не от мира сего». Однако не нужно путать особые, чрезвычайные дары благодати Божией, которые действительно, даются одному человеку из тысячи или миллиона, с евангельской святостью, которая является, в общем-то, заданием для каждого из нас. Как сказано ещё в Ветхом Завете: «Будьте святы, потому что Я свят, сказал Господь». А Спаситель сказал: «Будьте совершенны, потому что совершенен Отец ваш Небесный». И эти слова обращены к каждому из нас. К каждому, а не к одному из тысячи. Мы знаем, что Бог бесконечно совершенен. Получается, Господь задаёт нам программу бесконечного духовного совершенствования. Одним словом, есть куда расти, есть куда стремиться, есть куда развиваться.
В книгах Нового Завета, в частности, в соборных посланиях, святым назван каждый верующий, каждый рядовой христианин. Что возглашает священник в конце Литургии, перед причащением? «Святая — святым!». Вдумайтесь в эту фразу. Значит ли это, что Господь тем самым отстраняет нас, грешников, от Таинства Его Тела и Крови? Мы ж не святые... Но ведь также и сказано: «Приимите ядите… Пийте от нея вси…» Значит, Господь всех и каждого призывает к святости.
Понятное дело, святы далеко не все. Более того, далеко не все достойно несут звание христианина. Некоторые пытаются оправдаться: «Вот если бы другие обстоятельства, если бы другое окружение или если бы жил я в другие времена...» Отговорка совершенно несостоятельная. Праведность и святость можно являть в любое время и в любых обстоятельствах. Об этом нам и говорит такое разнообразие ликов святых. Значит, Господь повелел нам жить и являть святость именно сейчас, в то время, в которое мы живём. И быть или не быть святым — целиком зависит от нас самих и нашей воли.
Каким образом достичь святости? Апостол Пётр отвечает: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках». Стараться жить по заповедям Божиим и по совести, жить и трудиться на том месте, где Господь тебя поставил, добросовестно исполнять свой долг, смиренно нести крест, который Господь дал тебе нести...
Дай Бог и нам сподобиться Духа Святаго, чтобы Он просветил наши очи душевные к зрению спасения и помог нам жить чисто и свято. Аминь.