Митрополит Феофан: «Через нагнетание истерии вокруг пандемии мы заражаемся недугом постоянного стресса»

2391
Фото

Могут ли наши страхи оказать воздействие, более разрушительное, чем эпидемия коронавируса? Почему в День народного единства все взоры в России устремлены на Казань? На эти и другие вопросы митрополит Казанский и Татарстанский Феофан отвечает в авторском материале, размещённом на сайте «Бизнес Online».


«В эпоху пандемии люди начинают бояться друг друга. Трещина в отношениях проходит даже между родственниками»

Нынешнее время выглядит сложным и запутанным не только в России, но и во всём мире. Если ещё минувшим летом мы питали надежды, что коронавирус пошёл на убыль (в связи с чем отменили наиболее жёсткие из введённых ограничений), то теперь, к нашему великому сожалению и скорби, мы видим, что пандемия набирает новую силу. Отчасти в этом повинны мы сами — своей неряшливостью и беспечностью. И неважно, чья это беспечность и где она была проявлена — в нашей ли стране или в Китае, или в Италии, или, скажем, во Франции или США. Результат один: костёр, который мы считали почти погасшим, теперь снова пылает как ни в чём не бывало, и для него не существует никаких границ.

Зато границы теперь есть для нас: мы не можем, как прежде, свободно выезжать за рубеж, а некоторые ограничили пространство своего существования собственным городом или даже домом. Но и в наши дома-крепости каждый день проникают неутешительные вести о количестве заразившихся: счет идёт уже более чем на сотню тысяч человек ежедневно по всему миру.

С другой стороны, СМИ только и делают, что транслируют со всех экранов и страниц различные страхи: о том, как и где можно заразиться коронавирусом, сколько людей уже заразилось, сколько умерло — так что народ поневоле живёт в постоянной внутренней истерике и ужасе перед нависшей над нами катастрофой. Я не о том, чтобы вообще не говорить о COVID-19, а о том, что во всём необходимы мера и баланс — баланс разумного. Ведь посмотрите: если мы возьмём любую тяжёлую болезнь, бытующую в человеческом обществе, и начнём каждый день публиковать во всех мировых СМИ по ней бюллетени, паники возникнет никак не меньше. К примеру, от рака ежегодно умирает от 7-8 млн до 10 млн человек во всём мире, и это, как мы видим, практически в 10 раз больше, чем от коронавируса. А от давно всем известного туберкулёза в день погибают более 3 тысяч человек! Но разве мы что-нибудь слышим об этом, за исключением скупых комментариев специалистов? А вот о COVID-19 нам твердят даже не ежедневно, а ежеминутно.

Какой эффект это может иметь? Как говорят в народе: вот называй человека постоянно дураком, а потом глядишь — он и впрямь начинает чудить. Если же всё время говорить про COVID-19, люди поневоле начинают оглядываться: а где же он, невидимый и ужасный — спереди, сзади, сбоку или сверху на нас, как коршун, набросился? Вместо разумного предупреждения о болезни и её последствиях через нагнетание истерии мы заражаемся другим недугом — психологическим, нервным стрессом, который становится постоянным нашим спутником. А стресс — самая благоприятная почва для развития всех заболеваний. И поди потом разберись: человек умер от коронавируса или от нервного перенапряжения, от ужаса, в который его погрузили СМИ.

Ещё одна опасная тенденция, которая закладывается в нынешнюю эпоху пандемии — атомизация общества, его ещё более глубокая, чем прежде, разобщённость. Люди начинают удаляться друг от друга и бояться друг друга. Причем зачастую это происходит между самыми близкими людьми — трещина в отношениях проходит даже между родственниками. Такое естественное в прошлом чувство опеки и ответственности за ближнего, который занедужил, за собственных родителей, вдруг спотыкается об ужас: а вдруг я от них заражусь коронавирусом? И даже если эти люди абсолютно здоровы или страдают каким-нибудь другим недугом, страх всё равно сохраняется. Как будто исчезла презумпция невиновности: каждый из близких или любой из прохожих рассматривается как потенциальный носитель COVID-19. Но ведь и от этих фобий, когда уйдет пандемия, нас придётся лечить, но, наверное, уже не вакциной и не прививками. Здесь потребуется долгосрочная духовная терапия. Наверное, мы ещё можем опомниться: осознавая степень опасности коронавируса, не впадать перед ним в страх и трепет, как перед новоявленным лжемессией. Нам достаточно быть просто осторожными.

Вспомним: ещё недавно нам твердили о глобализации и интеграции, о мире без границ, а сейчас как будто уже забыли об этом. Хотя, если приглядеться, мы до сих пор живём в эпоху глобализации — только единственной нитью, связующей теперь мир, становится COVID-19 и бесконечные разговоры о нём.

Ничего этого, наверное, не было бы, живи Россия в соответствии с собственными устоями. Но весь мир за последние десятилетия стал чрезвычайно взаимозависимым: банки, корпорации, производства, технологии… Как только рвётся какое-либо из звеньев этой цепи, вздрагивает всё человечество. Вот Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о коронавирусе, и он сразу же стал явлением планетарного масштаба. И пусть мировая экономика постепенно перестает быть глобальной, зато глобальными в своей вездесущности становятся фобии и страхи.

И тут нам впору бы вспомнить о национальных интересах: в плане промышленности, культуры, безопасности и здоровья нации. Ведь что такое коронавирус, если вдуматься? Это вовсе не одно лишь явление в области медицины, а полный пересмотр отношений между государствами, крупными корпорациями и отдельными людьми. Это их отчуждение — причём до такой степени, какого, возможно, ещё не бывало в мировой истории.

«4 ноября вся великая Россия поневоле обращает взоры к Казани»

Я говорю о всеобщем отчуждении в День национального единства, и это совсем не случайно. Нам нужно беречь согласие внутри собственной страны, а ведь мы — страна многонациональная, многоконфессиональная, с разными культурными корнями и с очень сложным государственным кодом. Мы должны понять: ну не выживем мы, если поддадимся соблазну разобщённости и особенно в настоящее время.

Между прочим, ни одно государство не проявило такой заботы о своих гражданах, как Россия в период первой волны пандемии. Разве мы уже забыли о самолётах, которые специальными рейсами вывозили граждан РФ из-за рубежа? А ведь среди них, возможно, были и те, кого и не следовало бы вывозить: они сами бежали за границу в поисках счастья, а потом взмолились: «Заберите нас обратно!» И Россия протянула им руку помощи: отправляла самолеты, оказывала медицинскую поддержку, тратила на это бюджетные деньги. Ну что ж, если страна в целом будет крепкой, то такими же качествами окажутся наделены и её регионы и республики, и каждый живущий в ней гражданин почувствует себя защищённым.

А теперь давайте обратимся к Татарстану. Без преувеличения могу сказать: те, кто живет в республике — счастливый народ. Посмотрите: когда на календаре День народного единства? Правильно, в день Казанской иконы Божией Матери! Слушайте, ну какая же это для всех нас, живущих в Казани и Татарстане, замечательная дата! Ведь Россия огромна, богата и разнообразна, но День народного единства полностью выстроен вокруг Казанского Богородичного образа. И с ним же связано освобождение Москвы от непрошенных гостей с Запада. А ведь казанская икона — это далеко не в последнюю очередь сама Казань. Именно в нашем городе явились те чудесные огромные мощь и сила, двигавшие поступками бесстрашного Патриарха Гермогена, вдохновившие народное ополчение и оказавшиеся способными защитить и выручить из беды всю Россию! Поэтому я считаю, что для казанцев 4 ноября — двойной праздник, и вся великая Россия в этот день поневоле обращает свои взоры к Казани.

Мы говорим сейчас о духовной сплоченности, которую не раз демонстрировали наши предки. Но не спит враг рода человеческого, что видно по страшным терактам, которые случились за последние дни во Франции, австрийской Вене, да и у нас в Татарстане, в Кукморе. Что я могу сказать? Разве не должны мы, татарстанцы, дорожить нашей устоявшейся репутацией дружной и мирной республики? Вот говорят: многоконфессиональный Татарстан, но давайте будем честными — это прежде всего две основные религиозные группы: Православие и Ислам (или Ислам и Православие — кому как больше нравится). И мы научились жить вместе, несмотря на то что этому предшествовала непростая история — жить в реальном (а не надуманном) мире и реальном согласии. Вот этот мир — как великую драгоценность — необходимо беречь в народе и в нашем общем доме, Татарстане. Мы должны и по сей день показывать пример всей России. Поскольку (еще раз повторю) День народного единства напрямую связан с Казанской иконой Божией Матери и сердцем всего Татарстана, святыми местами Казани. Это и огромная честь, и небывалая ответственность, и она лежит на каждом из нас, живущем в республике и являющем пример доброго единения со своими ближними.

«Такого иконостаса не увидите нигде в России»

В заключение я, конечно же, не могу не сказать о соборе Казанской иконы Божией Матери, до полного воссоздания которого, как я уповаю, остаются считанные месяцы. Пожалуй, каждый мой день начинается и кончается визитом в собор. Буквально недавно я забрался по строительным лесам под самый церковный купол — какая же там красота! Под купольными росписями — иконостас, равного которому (запомните, я не постесняюсь это сказать) не будет нигде в России, даже в храме Христа Спасителя и в Храме воинской славы в парке «Патриот». Это будет пятиярусный иконостас высотой до 18 метров. Царские врата — 6 м в вышину! Основа иконостаса облицована итальянским мрамором, а его же колоннада — из белого греческого мрамора. Бронзовые и деревянные резные украшения, лепнина с позолотой! Такого вы не увидите нигде.

Я надеюсь, что собор в Богородицком монастыре будет освящён к «летнему» дню Казанской иконы Божией Матери, к 21 июля 2021 года, и станет жемчужиной и подлинным достоянием нашего великого российского народа, но — во граде Казани.

Иногда меня поругивают, но я не могу не вспомнить, что именно в День народного единства пять лет назад Рустам Минниханов подписал свой ставший историческим указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Ну и тогда же наш аксакал, Минтимер Шаймиев, привлек к работам свой фонд «Возрождение», который взял на себя немалую ношу в трудах по строительству храма. Мы созидаем вместе, в соработничестве, и в этом наша сила, а в нашем единстве — залог будущего процветания великой России.

Источник: «БИЗНЕС Online»

Новости по теме

Священник Казанской епархии принял участие в съезде Всемирного русского народного собора, прошедшего в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла Священник Казанской епархии принял участие в съезде Всемирного русского народного собора, прошедшего в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла

27 марта в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор».

Трагедия в нашей жизни
Публикации 25 марта 2024
Трагедия в нашей жизни

Трагедия, произошедшая 22 марта этого года, унесшая жизни наших соотечественников, навсегда останется в истории России. И, конечно же, сердце каждого россиянина не может не отозваться скорбью, при виде последствий этого теракта.

Глава Татарстанской митрополии принял участие в выборах Президента Российской Федерации Глава Татарстанской митрополии принял участие в выборах Президента Российской Федерации

Утром 15 марта 2024 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл принял участие в выборах Президента Российской Федерации.

Председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи принимает участие во Всероссийской конференции, посвящённой поддержке семей Председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи принимает участие во Всероссийской конференции, посвящённой поддержке семей

Мероприятие проводится в рамках проекта «SOSтавляющие безопасности», реализуемого благотворительной общественной организацией «Детские деревни — SOS», которая оказывает помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.