29 января Православная Церковь отмечает праздник Поклонения честным веригам апостола Петра.
Вериги — это цепи. Хранятся они в специальном прозрачном ковчежце в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Цепи эти когда-то сковывали самого апостола Петра. А потом... Впрочем, узнаем из Книги деяний апостольских:
...В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
Итак, Петра стерегли в темнице, между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский...
29 января те самые цепи, когда-то сковывавшие апостола Петра, и бережно сохранённые верующими до наших дней, выносятся для поклонения в римской базилике.
И здесь может возникнуть важный вопрос: а как и зачем мы поклоняемся каким-то кускам железа, разве не предостерегал нас Господь от идолослужения? Но в том то и дело, что относимся мы к веригам Петра не как богам, а прекрасно понимаем, что перед нами — самые обычные цепи первого века нашей эры.
Но как головные повязки и платки того же апостола Петра исцеляли людей и изгоняли нечистых духов, так и цепи, прикоснувшиеся к нему, получили благодать исцеления, многократно засвидетельствованную в истории.
Удивительно и радостно — приближаясь к Богу, святые и окружающий материальный мир способны к Богу приближать, возвращать к первоначальному, Божественному состоянию.
Вода освящается и становится другой, как бы небесной, безгрешной. Тела умерших праведников не разлагаются, а напротив, благоухают. Дикие животные к святым ластятся и совершенно не боятся их... Вот она — Церковь святая.
Мощи преподобного Александра Свирского
Потому и Антоний Великий, память которого мы будем отмечать в среду, бережно хранил одежду другого великого подвижника — преподобного Павла Фивейского — и надевал её только два раза в год — на Пасху и Пятидесятницу. Потому и мы с вами не сомневаемся, если видим, что в икону, скажем, Рождества Христова, впечатано несколько кусочков земли из Вифлеема.
Не земле мы покланяемся, и не одежде, и не цепям железным — мы стараемся окружить себя радостными вещами, приближенными к Вечности, к жизни небесной, к нетленному бытию. И прикладываясь в этот день к веригам святого Петра в Риме, мы с верой и искренне молим его помочь нам, просветить нас, помолиться за нас — как та евангельская женщина, страдавшая много лет кровотечением, и прикоснувшаяся к краю одежд Христа.
«...ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова».
Источник: У стен Церкви