Все читавшие житие преподобного Сергия Радонежского знают, что свой иноческий подвиг он совершал в созданной им в подмосковных лесах пустыни, которая впоследствии стала одной из самых крупных монашеских обителей Руси — Троице Сергиевой Лаврой. Что же связывает игумена земли Русской с Поволжьем, почему храм в его честь был одним из первых построен в 1551 году в новоустроенной крепости Свияжск неподалеку от Казани? Почему память этого святого стали особо почитать на казанской земле? Об этом расскажем в настоящем материале.
Монастырь в крепости
Крепость Свияжск была построена на правом берегу Волги, при впадении в нее реки Свияги.
В книге «Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным» рассказывается, как в 1551 году из Москвы от царя и великого князя Ивана Васильевича, государя всея Руси, были посланы воеводы с Шихгаалеем, царем Касимовским, и, не дойдя до Казани двадцати пяти верст, пришли на реку Свиягу, на указанное им место, где изволил Бог. И увидели, что это место очень удобно и весьма хорошо. И так место понравилось царю Шихгаалею Касимовскому и всем московским воеводам, что они с радостью повелели своему войску с утра в воскресенье рубить лес и очищать место для построения крепости. С помощью Божией они быстро довели дело до конца, за короткое время поставили большую и красивую крепость. В том же году, 30 июня, они воздвигли деревянную соборную церковь в честь Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Рождества, и шесть других храмов. Внутри крепости устроили монастырь, а в нем храм Преподобного Сергия чудотворца. И все воеводы и бояре, богатые и простые жители города исполнились веселия и славили Бога.
Множество исцелений произошло тогда от образа великого чудотворца Сергия, как бывало у гроба его. Слепые прозрели, немые заговорили, хромые стали ходить, бесы были изгнаны, а воины, томившиеся в плену в Казани, избавились от плена. Всякий недуг исцелялся благодатью, данной угоднику сему от Бога.
Тайны Сергиевского храма
На месте деревянной Сергиевской церкви, возведенной в 1551 году при основании города, со временем был построен каменный храм, который сохранился до наших дней. Он хранит множество загадок. Отсутствие архивных данных давало возможность авторам исторических работ второй половины XIX века, ссылаясь на надпись у входной двери, датировать время строительства храма 1604 годом. Однако планировка, конструктивная схема, строительные материалы, примененные здесь, позволяют утверждать, что здание было построено раньше, в конце XVI века, и имело назначение трапезной палаты монастыря.
Внешний декор Сергиевской церкви выполнен в древнерусском псковском стиле. В общий объем, помимо трапезной одностолпной палаты, входили с восточной стороны храм и келарская. В те времена особенностью храмов при трапезных был их небольшой объем и отсутствие алтарных выступов. Первый этаж — подклет трапезных — использовался как кухня и включал в себя поварни, служебные помещения, мукосеи.
Одной из загадок Сергиевской церкви являются две лестницы, расположенные в толще стен церкви, которые ведут со второго этажа в подкровельное пространство. Одна из них расположена в западной стене, слева от главного портала. Вторая лестница расположена в стене между келарской и храмом и выходит в помещение над храмом. Вполне вероятно, что здание не было достроено, и у него предполагался третий этаж. Возможно, еще строящееся здание трапезной пострадало от пожара и было перестроено под храм, об открытии которого в 1604 году говорит надпись у входного портала на втором этаже.
Анализ материала, техники исполнения, архитектуры Сергиевской церкви выявляет схожесть с постройками Успенского собора и Никольской церкви Свияжска, но есть и ряд отличий, которые позволяют утверждать, что строили или достраивали здание мастера другой школы, не псковской. Ряд деталей указывает на влияние московского каменного зодчества конца XVI века. Возможно, объясняется это тем, что обитель на этом месте была основана в XVI веке как Троице-Сергиевский мужской монастырь и приписана к подмосковному Троице-Сергиевскому монастырю (ныне Троице-Сергиева Лавра). Так что, скорее всего, специалисты были присланы из подмосковного монастыря.
Еще одно открытие ожидало реставраторов в 2013 году: в алтаре церкви удалось обнаружить полы из керамической плитки. Натурные исследования и анализ плитки дают основание предполагать, что полы эти первоначальные и относятся к XVI веку. По центру рисунок пола прерывается — здесь располагался первоначальный иконостас, когда трапезная палата не была освящена целиком под храм. Также остались следы алтарной преграды в виде дощатого основания с отверстиями под балясины.
В центральной части трапезной сохранился фрагмент пола, набранный из деревянных брусков, которые называли «дубовыми кирпичами». По библиографическим источникам, он тоже относится к XVI веку. Все фрагменты подлинных полов удалось сохранить.
Реставрационные работы продолжались в течение продолжительного времени. И уже в уже в 2018 году, 18 июля, Сергиевский храм был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном.
Сказание о граде Свияжске
Но вернемся снова к крепости. По рассказу авторов жития преподобного Сергия, неподалеку от места, где ее поставили, поднимались высокие горы с заросшими лесом вершинами, а вокруг были крутые обрывы, дебри и болота. Рядом с городом с одной стороны было маленькое озеро, в нем — пресная вода и множество различной рыбы, необходимой для пропитания людей. Из этого озера вытекала река Щука, которая огибала город и вскоре впадала в реку Свиягу.
Когда царь и воеводы пришли и начали строить Свияжскую крепость, на третий день узнали об этом старейшины и сотники горных черемисов, пришли с дарами и просили царя и воевод не воевать с ними, прочие же князья их и мурзы с женами и детьми бежали в Казань, под защиту крепостных стен. Все горные черемисы присягнули тогда царю, и присоединилась к нему половина Казанской земли. Царь послал в черемисские улусы писарей, и переписали их — сорок тысяч луков, искусных лучников, не считая детей и стариков.
И вот что старейшины и сотники горных черемисов рассказали царю и воеводам: «Мы живем недалеко отсюда, в печали и скорби, и очень хорошо знали это место до того, как вы построили крепость, — говорили они. — Пять лет назад, когда умер наш царь, место это было пустынным, город Казанский жил мирно, а вся земля его не испытывала сильного военного натиска с вашей стороны. В то время мы часто слышали, как здесь звонили по-русски, слышали церковный звон — и пребывали в страхе и удивлении. Много раз мы посылали наших юношей налегке, чтобы они доскакали до этого места и посмотрели, что там происходит; они слышали голоса, прекрасно поющие, как во время церковной службы, но никого при этом не было видно, видели только старого каратуна вашего, то есть монаха: он ходил с крестом, благословлял все вокруг и кропил водою — как будто облюбовывал место это и примеривался, где построить город. А место это все было исполнено благоухания. Много раз посланные нами юноши пытались взять старца живым и отвести в Казань, чтобы узнать, откуда он приходит, но он становился невидим. Они стреляли в него из луков, чтобы ранить его и таким образом захватить, но стрелы, не долетая до него и не раня, поднимались высоко вверх, падали на землю и ломались, а юноши убегали прочь. Мы удивлялись и не могли понять, что означает это новое знамение, и рассказали о нем своим владыкам, князьям и мурзам. Они отправились в Казань и поведали нашей царице и казанским вельможам, царица же и вельможи тоже дивились и ужасались явлению того монаха».
Явление преподобного Сергия в городе Казани
Следует рассказать и о явлении преподобного Сергия в Казани в то время, когда она еще не была взята русскими войсками. Незадолго до того многие из местных жителей видели (и сами потом рассказывали), что в полдень ходил по стенам города преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они призвали своих волхвов и спросили: «Что это значит?» Волхвы же отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская, и царством нашим будет владеть Русь».
Так и случилось, а в граде Казани и по иным городам и селам этой земли действительно появились со временем многочисленные церкви, в казанском же кремле открылся Троице-Сергиев монастырь. К сожалению, до нашего времени эта обитель не сохранилась.