Как расшифровывается молитва «Ангел вопияше» и при чём тут Пасха

44341
Фото

Вокруг Христа вращается вся наша жизнь. А Христа мы можем узнать благодаря Церкви. Помните, два апостола на пути в Еммаус разговаривали с прохожим, слушали с горением сердца Его слова, но так и не догадались, Кто перед ними. Но вот потом, когда за общей трапезой Он разломил перед ними хлеб, глаза раскрылись, и апостолы поняли, что это — Христос.

До сих пор мы узнаём Спасителя в таинстве преломления хлебов, в Евхаристии — на Литургии. И вся наша жизнь, таким образом, сконцентрирована вокруг Литургии. Первые христиане брали с собой после богослужения Святые Дары, хранили их дома в специальном сосуде, и каждый день причащались, ожидая следующего воскресного дня. Сейчас мы причащаемся в храме, но и дома храним церковный хлеб — просфоры, и по утрам с молитвой запиваем их святой водой.

Это напоминание нам — вот была Литургия, и я снова немножко приобщаюсь к ней, я со страхом и верой вкушаю не Тело и Кровь, но хотя бы хлеб и воду, я жду воскресенья, чтобы снова припасть к живительному источнику, я помню прошлую Литургию, я не исключён из жизни Церкви…

Вот и наше небольшое утреннее и вечернее правило зависит от литургического бытия Церкви. На Светлой неделе мы читаем торжествующие пасхальные часы — равно как и в храмах их читают. И с Пасхи до Вознесения — в течение сорока дней — мы заменяем молитву «Достойно есть» на другую. В это время и в храме на Литургии, после преложения Даров, когда из алтаря доносится звон кадильных колокольчиков, вместо привычного благодарения Пресвятой Богородицы — молитвы «Достойно есть» — поются слова «Ангел вопияше…»

Называется эта молитва «задостойник», что означает — «вместо «Достойно…». Церковь меняет одно благодарение Пречистой Деве на другое — исходя из смысла праздника. Увы, мало кто из нас может до конца понять, какой смысл у этого песнопения. Поэтому попробуем перевести его на современный русский и понять, о чём же мы молимся как минимум дважды день (утром и вечером) от Пасхи до Вознесения.

Вот текст на церковнославянском:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.

Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Вот на русском:

Ангел возглашал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Вообще, как ни странно, в толковании этого молитвословия мнения исследователей разделяются. Так, чаще всего здесь находят отсылку к церковному Преданию, которое рассказывает, что Самой первой о Воскресении Христа узнала Пресвятая Богородица. И сказал Ей об этом Архангел Гавриил — тот самый, который предвозвестил Деве Марии рождение великого Младенца.

Кавычек в этом небольшом тексте, взятом из пасхального канона, нет. И вот сторонники первой точки зрения считают, что весь текст — прямая речь Архангела Гавриила. Получается так:

Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой».

Но всё же наиболее авторитетным представляется вторая точка зрения. Её автор — известный дореволюционный богослов Александр Голубцов — пишет вот что:

«Не это событие разумел песнотворец во второй половине припева к девятой песни Пасхального канона. Не к Ангелу, благовествовавшему Богородице о Воскресении Христовом, относил он слова: «и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувши, людие, веселитеся». Он говорил их от своего лица.

Слагателю и певцу этих слов вполне естественно было призывать Богоматерь, а вслед за Нею и всех людей — всю Церковь к Духовной радости и веселию, но у Ангела, возвещавшего Богоматери о восстании Сына Ее из Гроба, глубокою ночью или же ранним утром, при гробе Воскресшего, не было видимого повода прибавлять к своему благовестию слова «людие, веселитеся», ибо некого было приглашать к веселью при скорбящей Богоматери.

Итак, внутренний смысл рассматриваемого припева должен быть следующий: Ангел (в минуты Благовещения) взывал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И я (Творец песни) снова скажу, радуйся: Твой Сын воскрес тридневный из гроба, воскресивши и мертвых, веселитесь, люди!» — резюмирует профессор Голубцов.

Ненужные тонкости, скажете вы? Однако же, достаточно интересные, и не лишённые практического смысла. Всё же, когда молишься, очень важно умом проникать в слова, чётко понимать, что же вкладывал в них автор молитвы.

Таким образом, окончательный вариант русского перевода будет звучать так:

Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся!» И снова скажу: «Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой».

С кавычками решили, осталось разобраться с непонятными географическими аллюзиями.

Помните, Христос горестно восклицает: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Это не к городу, не к зданиям и камням обращается Спаситель, а к людям, обитавшим в Иерусалиме, к евреям, к богоизбранному народу.

Но вот потом этот народ распинает Христа. А Он — воскресает. И теперь каждый, кто уверует в Евангелие, может стать жителем Церкви — Нового Иерусалима, — может войти в Небесное Царство. Вот потому-то в дни Пасхи песнописец радостно обращается ко всем нам: «Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла!»

А дальше появляется некий Сион. На самом деле, это название горы. Именно здесь, к примеру, находится та самая комната, где Господь установил Литургию, и где впоследствии Святой Дух сошёл на апостолов. Комната так и называется — Сионская горница. Таким образом, этим словом можно назвать всю совокупность понятий, связанных опять же с Церковью, с Царством Божиим. «Ликуй ныне и красуйся, Сион!» — обращается к торжествующим христианам песнописец.

Вот и всё. Прочитаем ещё раз внимательно эту молитву сначала на русском, а потом на церковнославянском.

Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся!» И снова скажу: «Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой».

***

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.

Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Источник

Новости по теме

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров
Онлайн-трансляции 29 февраля 2024
«Таинство Царства. Беседы о Литургии»: Литургия Преждеосвященных Даров

29 февраля на портале «Православие в Татарстане» в рамках образовательного проекта «Таинство Царства. Беседы о Литургии» состоялась трансляция пятой лекции, посвященной главному церковному Таинству — Евхаристии.

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Казанском соборе в городе Казани Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Казанском соборе в городе Казани

21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в ходе Первосвятительского визита в Татарстанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Богородицком монастыре города Казани.

Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе
Публикации 21 мая 2023
Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе

Христос воскрес! Пять недель прошло с той великой ночи, когда мы, уставшие после сорокадневного пути по пустыне поста, радостно обратились друг ко другу с пасхальным приветствием. И вот вновь и вновь поздравляем друг друга, обнимаемся троекратно