Публикации

Из практики духовной жизни. Интервью с монашествующим

Дата публикации   Количество просмотров
Источник:
Раифский вестник
Из практики духовной жизни. Интервью с монашествующим

Воскресение Христово необыкновенно — это событие непостижимо для человеческого разума. Мы верим в него, однако нельзя сказать, что мы прочувствовали его всем своим существом. Что мы уверены в его реальности так же, как в реальности какого-либо эпизода из нашей повседневной жизни.

Но пути к Богу у всех разные, что подтверждают письма, приходящие в редакцию. Пасхальное интервью с монашествующим мы подготовили, основываясь на вопросах наших читателей. Ответил на них насельник Раифского монастыря иеромонах Григорий (Макаров).

— Отец Григорий, первый вопрос: почему люди уходят в монастырь?

— Ответ на этот вопрос можно найти в учении святых отцов. Причин ухода в монастырь всего две — вера и скорби. Какая из причин превалирует, сказать сложно. В старое время чаще становились монахами из-за веры, а сейчас наоборот. Основная масса народа приходит в монастырь, скрываясь от скорбей. Это не вера, а ее искание.

Монашеское делание — это воспитание духа, очищение души и тела. Его целью является преображение человека, или, как говорили святые отцы, обожение.

У каждого времени — свой дух, но причин ухода в монастырь всегда две.

Тот, кто хочет пройти этим тернистым путем, должен понимать, что реальная монашеская жизнь часто отличается от той, о которой можно прочитать в книгах.

— Наш сайт планирует освещать эту тему. Раздел «Трудничество. Поступление в монастырь» сейчас находится в разработке. Теперь следующий вопрос. Одна женщина спрашивает, не может ли молитва превратиться в привычку?

— Это будет хорошая привычка. (Улыбается.) Приведу пример: в Раифском монастыре священников относительно немного. А богослужения совершаются ежедневно. Великопостные службы весьма продолжительные, как Вы знаете. Каждый из нас служит три раза в неделю, а есть еще соборные службы в праздники. Молитвы читаются много раз, поэтому мы выучили их наизусть. Но! У молитвы есть удивительное свойство — глубина восприятия. Есть и еще один момент. Когда священник служит, он обязательно причащается. Диакон может служить без причащения, по договоренности, а священник всегда причащается. И мы читаем одни и те же молитвы много лет. Наш благочинный, отец Антоний, уже более 20 лет служит.

— И Вы, насколько я знаю, почти столько же…

— Да. Так что сами видите, что мы десятилетиями читаем эти молитвы. Поэтому бояться такой привычки не надо. От привычки происходит навык.

Однажды к одной благополучной семье пришел в гости священник. По этому случаю был накрыт праздничный стол. Все смотрели на священнослужителя, думая, что тот прочитает молитву перед трапезой. Но тот сказал: «Это отец семейства должен помолиться за столом, потому что он главный в доме».

После этого возникло неловкое молчание, потому что в доме уже давно перестали молиться перед едой. Отец, прокашлявшись, сказал: «Знаете, дорогой батюшка, мы не молимся перед трапезой, потому что не видим в этом смысла. От бессмысленных механических повторений нет никакой пользы».

Священник удивленно посмотрел на всех, и тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне теперь тоже не нужно каждое утро говорить тебе: „Доброе утро, папочка!“?»

Нам даны правила, и мы должны их соблюдать. Нам это по силам. Держаться в молитвенном коридоре — вот такая задача.

— Есть еще один вопрос, имеющий отношение к привычкам. Верующие спрашивают, является ли нормой исповедь в одних и тех же грехах?

— Расскажу притчу, дающую ответ на этот вопрос.

На берегу реки сидели учитель и ученик. Они обсуждали грехи. Ученик сказал в сердцах: «Авва, я не вижу никакого прогресса. Я совершаю одни и те же грехи, поэтому мои исповеди не отличаются друг от друга. Может, мне стоит реже исповедоваться? Может, стоит совсем отказаться от исповеди?». Мудрый учитель вместо ответа указал рукой на воду: «Там что-то виднеется. Попробуй это достать». Ученик зайдя в реку, достал из воды грязную баночку. «Набери в нее воды, — сказал учитель, — а затем вылей. Повтори это несколько раз». Ученик сделал то, что просили. Учитель, указав на банку, сказал: «Когда ты достал банку из реки, она была очень грязной. Сейчас она намного чище».

— Отец Григорий, как понять, прощен ли нам грех?

— В Священном Писании сказано: «Обратитеся и живы будете». Это ветхозаветное высказывание из книги пророка Иезекииля. Что оно значит? Если человек, раскаявшись, больше не грешит — грех ему прощается. Потому что он от него отказался. Например, курил человек 20 лет, но затем раскаялся, решил больше не курить. 

Сомнения — это почва для врагов человеческих. Они всегда будут нашептывать: «Ты — грешник, и в Церкви тебе делать нечего».

Не надо их слушать — тогда и сомнений не возникнет. Совесть раскаявшегося человека чиста, а сомнения надо гнать прочь, потому что это недоверие Богу, маловерие.

— Спасибо. Теперь другой вопрос: почему при разрешительной молитве накладывается епитрахиль?

— Ответ содержится в Требнике — в «Последовании о исповедании». Там прямо сказано, что духовник приводит кающегося к исповеданию «непокровенна», то есть не накрывая епитрахилью. Там также сказано, что кающийся должен стоять прямо, а не склонившись над аналоем. Это предписание неслучайно, ведь оно указывает на тот свободный, открытый диалог, который должен присутствовать в отношениях священника и исповедующегося. И только приняв исповедь, священник покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от тех грехов, в которых он исповедовался.

— Отец Григорий, совсем недавно обратила внимание на то, что воскресные дни Великого поста называют Неделями. После них следуют седмицы…

— Дело в том, что до принятия христианства неделей называли воскресный день. Он был первым днем недели. Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать». Это уже позже воскресенье стали считать последним днем недели.

Антипасха  — Фомина неделя

Антипасха — Фомина неделя

— Что такое Антипасха? Это вторая Пасха?

— В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христову. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Здесь также уместно значение «вместо». Кстати, иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра «восемь» символизирует восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный Суд. Грешники навсегда отправятся в ад, а праведники — в рай. И будет обновление мира.

Все эти символы говорят о том, что Пасха не прекращается. Она вечна. Как вечна пасхальная радость праведников в Горнем Граде Иерусалиме: «Славься, славься, небесный Иерусалиме, Господен свет и последний дом».

Пасха и ее радость уходит в восьмой день.

— С праздником, отец Григорий! Благодарим за беседу!

— Спаси Господи!

Теги:
Молитва
иеромонах Григорий (Макаров)
интервью
Раифский вестник

Все публикации