Слово настоятеля Богородичной церкви Казанского Богородичного женского монастыря, преподавателя Казанской духовной академии священника Александра Лебедева, опубликованная в «Известиях по Казанской епархии» в 1918 году
Христос Воскресе!
До настоящих радостных и светлых дней Воскресения Христова, мы, служители и чада Христовой Церкви, от людей восстающих на нас, — правда, чаще всего от ушедших из под материнского Церковного крова братий же наших, — претерпели так много несправедливого унижения, издевательств и даже смертных мучений, что, казалось бы, должны были давно уже прийти или в озлобление или в отчаяние. Однако, как люди, верующие в правду Божию и укрепляемые благодатью Воскресшего Спасителя, мы не встаем на этот путь человеческой злобы и вместе не приходим в уныние от посылаемых Церкви Христовой Промыслом Божиим испытаний.
В великие и святые дни праздников Воскресения Христова, мы, напротив, только ощутительнее, чем всегда, чувствуем и переживаем необходимость, в целях общего блага и спасения, взаимной церковной любви со всеми, необходимость прощения обид и общей радости всех, «купленных, Христом дорогою ценою». Мы даже глубоко уверены в том, что сила Воскресшего Спасителя ныне трогает и неверное сердце и что те русские люди, которые так скоро объявили себя новыми врагами Матери Церкви, теперь насильственно заглушают в себе потребность, — потребность Богоподобной души, — в Пасхальную святую ночь пойти в Божий храм и там приобщиться ко вселенской радости отцов и братий по вере... Итак, не озлобление, но христианскую любовь, всепрощение и пасхальный призыв к братскому служению православному многомиллионному русскому народу несем мы в дни прославления Светлого Воскресения Христова всем ненавидящим и обидящим нас. Ведь ныне «вся исполнишася света»; ведь Воскресение Христово есть радость всему миру: пусть же и празднует его ныне все Божие творение.
Именно эта вечная и общая радость Воскресения Христова не оставляет в душе христианина места и для греховного уныния. Что могло быть, по нашему разумению, несправедливее и ужаснее неповинной и насильственной смерти Господа Иисуса Христа, так мучительно пресекшей Его святейшую, любвеобильнейшую и богоугоднейшую жизнь. По-видимому, ад должен был праздновать свою победу. Однако же «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Воскресла непризнанная Истина, воскресла отвергнутая Любовь, воскресла поруганная Святость. И мы знаем, что с тех пор, и все той же силою Воскресшего Спасителя, истинные носители духа Христова и сыны Церкви Божией во всех обстоятельствах и положениях своей жизни не только всегда радовались о Господе, но, по Апостолу и «преизобиловали радостию» (2 Кор. 8:2). Это святое чувство они умели сохранять и в страшный час смертный, который они встречали с нетерпением, как давно желанное состояние блаженного единения с своим Господом и как иного вечного жития начало... «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).
Христос Воскресе!