Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

5136
Фото

«Плод же правды в мире сеется творящим мир» (Иак. 3:18)

«Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Это шутка! Однако в хорошей шутке и правды немало.

В мире идет ожесточенная борьба за мир, а мира нет. Потому что внешний мир есть проявление мира внутреннего. Поскольку же мира в сердцах человеческих мало, постольку и внешнего мира, мягко говоря, не хватает.

В общем, если есть мир внутри, то будет мир и снаружи. А если внутреннего мира нет, то и внутри и снаружи будет война — всех против всех. И так до скончания века: «когда будут говорить мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Сол. 5:3).

Воюют все — белые против красных, черные против белых, бедные против богатых, женщины против мужчин, дети против взрослых, соседи и коллеги, Запад и Восток, Север и Юг, и так далее. А главное — человек воюет сам с собой: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24). Грех разрушил мир в сердце человека, и потому снаружи люди разделены и живут в непрекращающейся вражде.

Относительный порядок, слава Богу, поддерживается государством. Без этой узды жизнь была бы невозможна, потому что холодная война легко и непринужденно переходит в горячую фазу. Смирительная рубашка государственного принуждения сдерживает вырывающийся наружу грех и не позволяет людям окончательно осатанеть. Потому-то, кстати, Церковь и молится «о властех и воинстве ея», независимо от того, хороша власть или плоха. Просто потому, что безвластие хуже.

Схиигумен Сергий (Златоустов): «Прощайте людей, обидевших вас...»

Однако построить этим благословенным насилием прочную мирную жизнь невозможно, потому что истинный мир находится в сердце человека, стяжавшего этот мир во Христе. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2:14).

Именно Христос, освободив нас от греха, примирил в Себе с Богом! А живя в мире с Богом, мы становимся способными преодолевать греховное разделение, живущее в нас, и, как следствие, примиряться друг с другом: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». А потому: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Еф. 3:27, 28).

Нам подарена «милость мира, жертва хваления» (литургический возглас). То есть по милости Божией нам дарован свышний мир в литургическом Таинстве — в жертве хваления и благодарения: «Благодарим Господа!» (литургический возглас).

В Христовом Теле и в Его Божественной Крови заключен этот спасительный мир. Его примет тот, кто любит Бога всецело — благодарным сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию телесной.

Если мы внимательно рассмотрим понятие смирение, являющееся ключевым в деле нашего спасения, то обнаружим, что его корнем является слово «мир». Значит, сутью смирения является стяжание «духа мирна» — «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Утвердить же спасительный мир в сердце своем можно только деятельной любовью к Спасителю: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21).

Понуждающий себя жить по воле Божией и исполняющий Его святые заповеди будет иметь в себе благодатный мир, то есть смирение. Блажен такой человек, ибо он истинный миротворец. Вокруг него будет благоухать мир, изливающийся из сердца, которое любит Бога и любимо Им: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

Рай на земле нам не дано построить, и мы не сможем глобально изменить этот мир, потому что он во зле лежит, и судьба его определена. Но мы можем стать миротворцами в наших семьях, стяжав в себе мир Христов и наполнив им пространство домашнего храма.

Благодатная семья — это малая Церковь Христова, локальный Рай на земле, отдельно взятое Царство Божие. Здесь можно и нужно трудиться, износя благодать Христову из Церкви великой и водворяя ее в Церкви малой. «Праведность и мир и радость во Святом Духе» — так определяет Царство Божие апостол Павел и добавляет: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:17, 19).

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»