К вопросу о времени основания Седмиезерной пустыни

3738
Фото

Прошел 1915 год, в который Казанская Богородицкая Седмиезерная обитель намерена была торжественно отпраздновать трехсотлетие своего существования. Однако это торжество не состоялось, так как оно было бы преждевременным. Основанием церковного юбилейного торжества могло служить установившееся предположение, что Седмиезерная обитель основана в 1615 году.

Работая по истории обители, мы однако не нашли документального подтверждения этой хронологической даты о времени основания Седмиезерной пустыни. С несомненностью можно сказать только одно — обитель при семи озерах, в 16 верстах от Казани, основана блаженным подвижником Евфимием при управлении Казанской епархией митрополита Матфея — одиннадцатого по счету казанского иерарха. Митрополит Матфей был рукоположен на казанскую митрополию 7 февраля 1615 года, из игуменов Кирилло-Белозерского монастыря, и скончался в Казани 13 января 1646 года.

В «Сказании о Седмиезерной Богородицкой пустыни», составленном по благословению казанского митрополита Лаврентия (с 26 июля 1657 года по 11 ноября 1672 года), мы читаем: «Блаженный инок Евфимий родился от православных родителей в христоименитом граде Устюге при державе православнаго и приснопамятнаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца. Еще в отроческом возрасте он имел благия нравы и была на нем благодать Божия. Когда же он достиг совершеннаго возраста, то у него была не малая печаль о том, как бы соблюсти себя чистым по душе и по телу. Побуждаемый сей мыслию, он приходит в один из устюжских монастырей и принимает на себя иноческий образ. Отец его в то время уже отошел ко Господу и случилось так, что родной брат преподобнаго должен был переселиться на жительство в Казань. Тогда и преподобный, против своего желания, но направляемый, как бы, кормилом, особенным смотрением Божиим приходит в город Казань, где в то время был митрополитом преосвященный Матфей». (Тут, заметим кстати, в «Сказании», переведенном с славянского подлинника на русский язык, поставлен 1615 год)».

В то время как брат Евфимия стал устраивать в Казани свои домашние дела, преподобный, не любя жить в этом «прельщающем мире, но возлюбив от всего сердца пустынное и безмолвное житие», по указанию казанских иноков и граждан, удалился в пустынное место, называемое Семиозерным. Там было много озер, всякого удобства и красоты. Многие иноки и инокини пожили там со Христом и блаженные свои души предали в руки Господа. Увидав, что пустыня действительно была весьма прекрасна и удобна для жительства, Евфимий «вселился в ней с радостью, как пустынная горлица, непрестанно вопия ко Господу: милостив буди, Владыко, к рабу твоему». После первой ночи пребывания в пустыни и чудесного сонного видения огня, «исходившаго от земли до неба», блаженный Евфимий, по Сказанию, на месте, виденного огня водрузил крест Господень и близ него поставил келию. — Так зачалась нынешняя Седмиезерная обитель около креста и келии, поставленных блаженным Евфимием.

В каком же году это было? вот вопрос. В монастырских клировых ведомостях годом основания обители считается 1615 год, т.е. тот год, в котором, по сказанию, Евфимий прибыл в Казань. В монастырском архиве Седмиезерной пустыни от 1771 года сохранилось «Известие о пустыни Седмиозерной с приложением историческаго описания». В этом кратком «Известии» написано: «Сия обитель, как по запискам, имеющимся во оной, значится начало свое имеет от лета 1613-го года при державе благочестиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России, в бытность в Казани преосвященнаго Матфея митрополита, первой житель и заводитель оной был монах Евфимий, родом города Устюга, который чрез 12 лет на сем месте пребывания своего с братиею, на последок у преосвященнаго Матфея испросил дозволение построить храм Вознесения Христова и оной на собранныя от доброхотных дателей деньги сооружил, при том и построением келлий действительно основал монастырь, под названием пустыни Седмиозерной, которая в древности окружена была семью небольшими озерами, кои ныне натурою переменились в одно озеро».

Не подлежит сомнению, что дата «1613 год» — ошибка переписчика или составителя «Известия» 1771 года. Она поставлена вместо 1615 года. Ведь в 1613 году в Казани не было митрополита Матфея, при котором пришел в Казань Евфимий. Однако на основании ошибочного показания «Известия» о времени основания Седмиезерной пустыни в 1613 году, тот же 1613 год считают годом основания пустыни все справочники о монастырях — Амвросий. История. Российские иерархии VI, 73, Ратшин. Полное собрание исторических сведений о монастырях, стр. 105; Описание монастырей 1817 г., 97; В. Зверинский — Материалы... II, № 1143; Л. И. Денисов. Православные монастыри Российской империи. Изд. Ступина 1908 г. № 265; П. Семенов. Географический Словарь, 1, стр. 277 и нек. др.

Исправляя описку «1613 г.» на 1615 г. в «Известии», мы из того же «Известия» узнаем, что этот 1615 год основания обители значился в «Записках» об обители, имевшихся в распоряжении составителя «Известия» 1771 года. Такой Запиской прежде всего было Лаврентьевское «Сказание» о Седмиезерной пустыни с подставленной цифрой 1615 к имени митрополита Матфея. Мы не сомневаемся, что 1615 год «Сказания» обозначает не время прибытия Евфимия в Казань или основания им Седмиезерной обители, а только начало управления Казанской епархией митрополита Матфея. Если обратить внимание на другие хронологические данные в «Сказании», то нельзя не заметить, что они обозначают начало или конец управления тех митрополитов, о которых говорит составитель «Сказания». Говоря об окончании [строительства — прим. ред.] каменного храма в Седмиезерной пустыни, составитель «сказания» прибавляет, а «преосвященный митр. Матфей тогда отошел ко Господу» и подставляет 1645 год (следует 13 января 1646 года), а «во двор Христов на место его пришел митрополит Симеон» — тут он подставляет 1646 год. Далее указывает (правда ошибочно) год смерти Симона — 1650-й вместо 26 сентября 1649 года[1]) и начало управления митрополита Корнилия — 1651 год вместо 13 января 1650 года. Год смерти Корнилия указан правильно — 1656 год.

Из всех этих хронологических показаний, встречающихся в «Сказании», можно видеть, что составитель «Сказания» обращал особенное внимание на годы вступления казанских митрополитов на кафедру и на время их кончины. А поэтому цифра «1615» при имени митрополита Матфея указывает на начало его управления, а не на время прибытия в Казань инока Евфимия и тем более не на время основания им Седмиезерной пустыни.

Весьма возможно, что брат Евфимия прибыл в Казань из Вологодской епархии вслед за митрополитом Матфеем, бывшим игуменом Корнило-Белозерского монастыря той же епархии. Евфимий же явился в Казань, «по особому смотрению Божию», тогда, когда брат его в Казани обзавелся домом и хозяйством. Из того же «Сказания» мы узнаем, что Евфимий родился в царствование Михаила Феодоровича Романова. Михаил Феодорович вступил на престол в 1613 году по соборному избранию 21 февраля. Трехлетним ребенком блаженный Евфимий, конечно не мог явиться в Казань в 1615 году. Он мог явиться в нее в отроческом или юношеском возрасте. По «Сказанию» он принял монашество в одном из устюжских монастырей в совершенном возрасте, каковым ныне считается 21 год, а ранее был 15-летний возраст. Дело в том, что 15-летний возраст считался достаточным для вступления в брак. На основании высказанных соображений можно думать, что блаженный Евфимий явился в Казань только в 20-х годах XVII века и вскоре по приходе в Казань основал Седмиезерную пустынь. Но и при таком расчете свидетельство «Сказания» о рождении Евфимия при Михаиле Феодоровиче едва ли можно назвать достоверным. Несомненно, он родился раньше, т.е. до воцарения Михаила Феодоровича.

Профессор П.Б. Знаменский в Описании Седмиезерной Богородицкой пустыни (Православный Собеседник 1869 г. ч. III, стр. 217) временем основания монастыря считает приблизительно 1628 год, исходя из того положения, что Евфимий прибыл в Казань в 1615 году, но монастырь основал лишь после двенадцатилетнего пребывания его в пустыни, когда появился первый монастырский храм. Признавая время возникновения Седмиезерной обители у профессора Знаменского приблизительным, мы не согласны с его положением, что Евфимий прибыл в Казань в 1615 году. Он, как замечено и как увидим дальше, мог явиться в Казань только в 20-х годах XVII века и тогда же основал Седмиезерную пустынь, водрузив крест и поставив первую келию. Это случилось на 12 лет раньше постройки первого храма в Седмиезерной пустыни. Протоиерей А. П. Яблоков в своей брошюре «Седмиозерная пустынь... и освящение в ней новаго храма» (Казань. 1901 г., стр. 1) обходит молчанием более или менее точное указание на время основания Седмиезерной пустыни. Он говорит, что обитель возникла в начале XVII века в царствование Михаила Феодоровича. Отец протоиерей почему-то совершенно умалчивает о прибытии в Казань инока Евфимия при митрополите Матфее в 1615 году. Он очевидно также смущен анахронизмом Лаврентьевского сказания о времени рождения и прибытия инока Евфимия в Казань. Протоиерей Г.К. Богословский в справочной книге для Казанской епархии 1900 года говорит еще неопределеннее, полагая, что «пустынь основана в XVII веке иноком Евфимием» (стр. 540). Итак, на основании «Сказания» трудно установить время «зачатия» Седмиезерной пустыни, так как 1615 год нужно считать не за год прибытия Евфимия в Казань, а за начало управления митрополита Матфея Казанской епархией.

Теперь не помогут ли делу выяснения вопроса о времени основания Седмиезерной пустыни официальные данные. Нам известны два официальных скорее намека, чем указания на время основания пустыни. В 1644 году седмиозерный старец Протасий с братией в челобитной Царю Михаилу Феодоровичу докладывали, что зачалась у них пустынь лет 20 и больше, кормятся они Христовым именем... Челобитчики просили пожаловать Седмиезерной пустыни земли и угодья с лесом и озерами около самой обители. Из челобитной видно, что Седмиезерная обитель основана лет за 20 с небольшим до 1644 года, т.е. в начале 20-х годов XVII века. Старец Протасий с братией довольно верно показали время основания обители, хотя точно не могли указать года прибытия Евфимия в пустынь. Он обратился с челобитьем о пожаловании земель и угодий монастырю в то время, когда обитель существовала не на подобие скита, но превратилась в братскую общину после двадцатилетнего существования. Просуществовав не один десяток лет и собравши не один десяток братии, она с полным правом могла получить просимое. И действительно в следующем же 1645 году, по челобитью братии, обитель получила во владение два озера по реке Солонице (Солонка), пахотной пашни, перелогу и зарослей по обе стороны Солоницы по 38 десятин в каждом из трех полей, 41 десятину лугов, а черным большим лесом ей разрешено владеть обще с соседними деревнями. Пожалованье 1645 года составило первые подмонастырские владения. Трудно допустить, чтобы пустынь, основанная в 1615 году, в продолжение 30 лет не выпросила свободных земель в свое владение под самым монастырем, тем более, что один из казанских монастырей — Феодоровский давно начал получать пожалования близ Седмиезерной обители. Очевидно до 1644 года Седмиезерная пустынь была еще молода и существовала не 30 лет, а меньше. Только к 1646-му году в ней собралось 29 человек братии, которая, по показанию старца Протасия переписчикам, питалась «мотыками», т. е. огородничеством. Таким образом даже перепись 1646 года застала Седмиезерную обитель в первобытном состоянии ее экономии и хозяйства. Этого не могло быть с обителью, основанной 30 лет тому назад. При наличности кругом свободных земель так могло случиться только с обителью, просуществовавшей не более 15 лет; каковой, по времени своего основания, по нашему мнению, была Седмиезерная пустынь, появившаяся в начале 20-х годов XVII века и ни в каком случае не в 1615 году, тем более не в 1613 году. Есть и другое подтверждение нашего предположения. В одном отрывке-столбце, относящемся к дачам Феодоровского монастыря близ Седмиезерной пустыни, встречается такая фраза: «а тот Вознесенский монастырь и бакалдины не в его игумновых (Феодоровских) межах; особно там поселились старцы на государеве пустом лесу прожди его игумновы дачи, что дана ему пустошь Гарь». А дача Гарь пожалована Феодоровскому монастырю по челобитью игумена Леонтия в 1624 году. Это видно из другой выписи. Следовательно, старцы поселись в Седмиезерной пустыни около 20-го года XVII века, как писал и Протасий.

Итак, о времени основания Седмиозерной пустыни мы приходим к следующему заключению:

1. Пустынь основана при митрополите Матфее в царствование Михаила Феодоровича не в 1615 годах, а несколько позже, именно — в начале 20-х годов XVII в.

2. 1615 год, показанный в «Сказании» и признаваемый многими за год основания пустыни, нужно считать вставкой составителя «Сказания», написанного в самом конце 60-х или 70-х годов XVII века, для обозначения начала управления митрополита Казанского Матфея, при котором явился в Казань инок Евфимий, а не для показания года основания пустыни и прихода Евфимия в Казань.

3. Если допустить, что инок Евфимий явился в Казань в 1615 году, как полагают на основании «Сказания», то показание того же «Сказания» о рождении Евфимия в царствование Михаила Феодоровича, явное противоречие.

4. Наконец — первое земельное пожалование дано было Седмиезерной пустыни в 1645 году, когда она сорганизовалась в монастырь, имея храм и около 30 человек братии, просуществовав не 30 лет, а гораздо меньше — около 20 лет. Ко времени первого пожалования пустыни земель и угодий хозяйство и экономия ее находились в зачаточном состоянии. Братия питалась «мотыками» т. е. огородничеством.

Таким образом указать точно год «начала» или «основания» Седмиезерной пустыни мы, пока, не имеем данных. Предположительно таковым годом мы считаем «1624 год».

Продолжение следует


[1] Неточности произошли от неправильного перевода прежнего счисления лет от сотворения мира на счисление от Рождества Христова. Когда при годах от сотворения мира стоят месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь, то из года от сотворения мира нужно вычитать не 5508 лет, а 5509 лет, чтобы получить соответствующий год от Рождества Христова.

Источник: Известия по Казанской епархии, 1916 год, №17

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии
Публикации 4 февраля 2024
Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.