Грани чистого холста

3792
Фото

Михаил Кузьмич Нефедов живет в Раифе, на берегу озера у самых стен древнего монастыря. Трогательные, живые, чувственные пейзажи живописца, психологически тонкие портреты, эмоциональные, динамичные исторические полотна, картины на религиозные темы, философские работы, сделанные в оригинальном, неповторимом стиле старинных фресок, давно стали примечательной особенностью этого благодатного места.


Философия художника

Беседы с художником порой бывают не менее интересны, чем рассматривание его творений. К примеру, в цикле исторических картин Нефедова присутствует четвертое измерение — время. Внимательно вглядевшись в работы, можно увидеть элементы прошлого и настоящего, переплетенные на одном холсте в единое целое.

Вот как об этом говорит сам Михаил Нефедов:

«Произведения по исторической тематике у меня большей частью станковые, написаны маслом на холсте. Жанр этот был продиктован из знания того материала, который я с интересом читал в последние годы, а интуитивность подсказывала сюжеты… Размер полотна выбирался от сложности сюжета. Трудно сейчас объяснить, как все это создавалось. Я только старался следовать традициям русской станковой живописи, соблюдать все правила и нормы...

Воплощение в картины зарождающихся идей продиктовано временем, в котором мы находимся. То есть художественный показ пробелов в истории, которые были скрыты от нас долгое время — в течение советского периода многое не досказано, не донесено до нас, много белых пятен. Кроме того, не надо забывать, что намеренная историческая трактовка событий шла под углом марксистско-ленинской философии… Объективность — она лежит глубже. И вот художник, естественно, задается вопросом: «Так ли все было на самом деле, как нам преподносили?»

Более того, я задался, к примеру, целью показать, или, вернее, возбудить интерес и к древней истории. Посмотреть на нее с подачи художественного видения современного художника. Например, знаменитые Семь чудес света, которые, по сути, уже исчезли… Картина «Вавилон», его Висячие сады, Сады Семирамиды, именно в тот момент, когда Александр Македонский получил удивительную красоту от жителей города в ценности и сохранности, за которую пощадил и жителей и сам город. Создавая образ древнего города, я сам был удивлен и понял, что Сады Семирамиды, многоэтажное расположение самих деревьев — это прототип современной архитектуры… Что касается деталей — многое подсказал собственный опыт: знания южного жаркого климата, понимание ценности воды мне подсказали сам колорит картины — завораживающий райский сад посреди пустыни… Вавилон».

А следующий холст — это уже недавняя наша история. «Покаяние». Композиция, написанная на тему памяти жертв репрессий. Чтобы показать эпоху, которая привела к этим жертвам, внизу картины я показываю красного проносящегося всадника, образ командира Красной армии, галопом. Вместо головы всадника — отрывной календарь. Тем самым я хотел показать временность, непостоянство богоотступнической власти...»

Ценности бытия

Впервые Михаил Кузьмич приехал сюда в самый разгар восстановления обители в 1998 году. В то время здесь еще царило страшное наследие советского времени — разрушенные храмы, и запустение в округе. Но, как истинный мастер, Михаил Кузьмич сумел отбросить детали и увидеть главное — прекрасную душу этого места, сверкающую через руины.

Раифа дает ему вдохновение и прекрасные натуры, которые он переносит на свои холсты. «Под сенью Раифского монастыря» — именно под таким названием в 2003 году в Москве прошла персональная выставка художника. Творческие поиски Михаила Нефедова во многом связаны с духовными основами христианской религии…

— Как помогает Вам вера в жизни и творчестве?

— Хотя я и родился в закрытом после революции православном монастыре — Седмиoзерной пустыни, времена были такие, что религия не занимала много места в моей жизни. Были гонения, храмов почти не было, не было никакой духовной литературы. Моя жизнь протекала в ту эпоху, когда, начиная со школы, а позднее и в институте, представление об этом складывались исключительно из догадок и поисков. Так что религиозная составляющая в моей биографии не была самоцелью. Интерес к этой стороне жизни во мне проснулся много позже, когда начали возрождать храмы и духовность. В советское время, даже сама форма была спорной в искусстве. Содержание формы ведь в единстве, и чтобы создать что-то, надо разобраться, чего ты хочешь. А надо было угождать так называемым Выставкомам, которые организовывали выставки. Я же просто находился в этом течении, но всегда старался искать что-то новое»

В поисках себя Нефедов много колесил по стране, черпая вдохновение и в окружающей природе, и в творениях рук человеческих. Ему хотелось увидеть разнообразие мира, встречаться с людьми. И везде художник открывал новые грани жизни, словно безграничность белого холста, причем оставался не простым наблюдателем проходящих событий, но соучаствовал в них. Так, он несколько лет проработал главным художником на Байконуре, где создал галерею портретов известных космонавтов, работал в Русском драматическом театре Алма-Аты художником-постановщиком. Благодаря его полотнам, мы и сегодня восхищаемся красотами Иссык-Кульского озера, многоцветием Тянь-Шаньских гор и улочками старой Казани.

«Мужчина, — говорит он, — это всегда человек, стремящийся узнать — что там, за горизонтом…»

— Все Ваши картины пронизаны любовью. Значит ли, что вдохновение для Нефедова — это состояние души, а творчество — выражение этого состояния?

— Я бы сказал немного иначе: чтобы создать картину, необходимо, прежде всего, поставить перед собой определенные цели. Ведь что такое даже этюд? Это передача художником увиденного с определенной целью. Как я объясняю своим ученикам — это содержание, выявление формы, анатомическое построение, внезапность и состояние. А если ты хочешь просто передать увиденное таким, какое оно есть — возьми фотоаппарат и сфотографируй... Художник должен уметь покорять холст. Я и молодым говорю: «Не робейте, ставьте самые смелые задачи! Перед холстом надо быть хозяином положения, иначе ничего не получится».

Как утверждает Михаил Кузьмич, самое трудное и трепетное — это белый холст и момент первого мазка... Каждый раз это чувство переживаешь по-новому. И эту формулу он повторяет на протяжении своей полувековой деятельности.

Диалектика души

Все это время рядом с Михаилом Кузьмичем его семья, его второе «я», его второе творчество. Дети, внуки, правнук… Признание близких — не только любовь к мужу, отцу, деду, но и преемственность. Мастер словно одарил их своим талантом: дочь — состоявшийся архитектор, сын — верный помощник и устроитель многих выставок отца, внучка пробует себя в искусстве живописи… «Я благодарю Бога, что Мишенька рядом со мной все эти 50 лет. И тем не менее, он до сих пор остается для меня загадкой, но от этого радость соприкосновения с его творчеством и им самим не становится меньше…», — с теплотой и нежностью говорит о муже Галина Григорьевна Нефедова.

Тайны судьбы

Процесс формирования и поисков продолжается всю жизнь. «И сейчас я ищу — ищу не духовное в творчестве, но форму и способы выражения. Чтобы идею подать, надо найти к ней ключ, так же как и в любой другой форме искусства — в литературе, в поэзии, в музыке. Искусство — это не ремесло, а песня, спетая во всю мощь и от души…»

Мастер часто повторяет, что залог успеха в таланте, помноженном на трудолюбие. Дождь ли, мороз — художник отправляется на этюды. В любое время года и в любую погоду его можно увидеть с мольбертом: то на берегу озера, то у стен монастыря, то в заповедном лесу. Он спешит передать нам грани единственно прекрасного, что не имеет ни ценности временной, ни материальной — красоту человека и Божьего мира…

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол

4 марта в Раифском Богородицком мужском монастыре состоялась установка отреставрированного купола с крестом на колокольню с надвратным храмом в честь Архистратига Божия Михаила.

В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского

16 февраля, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в соборе Грузинской иконы Божией Матери Раифского Богородцкого монастыря была совершена Божественная литургия.