Образцовое правило духовника Раифской обители

3936
Фото

Памяти схиигумена Сергия (Златоустова) (1 августа 1923 г. — 6 июля 2016 г.)

«...Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»

Праздник Преображения Господня. Правая сторона Волги, вплоть до Тетюш, — сплошь в яблоневых садах. Изумительные сладкие сорта яблок, которых сейчас не найдешь: через нежную тонкую кожуру доносится незабываемо сладкий запах. Прихожане, как водится, несут заветные плоды в храм. В алтаре прислуживает подросток, который в конце службы, по абсолютной наивности, выносит корзинку яблок из алтаря через Царские врата. Священник произносит пророческие слова: «Ты исправишь свой грех только тогда, когда вынесешь из алтаря Чашу со Святыми Дарами...»

Этим мальчиком был схиигумен Сергий (Златоустов), духовник Раифского монастыря, которому 1 августа 2016 года исполнился бы 93-й день рождения.

Выдающийся ученый Сергей Владимирович Златоустов заведовал кафедрой по приборам и автоматам для летательных аппаратов КАИ 25 лет. Опубликовано около 130 его научных работ.

Профессор Магдебургского технического университета. Читал лекции в Германии, Италии.

В молитве во время клинической смерти в 1983 году обещал в дальнейшем посвятить все силы и время ближним, меньше заботясь о себе. Постепенно сформировалось убеждение, что нужно приложить все силы для служения Богу и людям.

В 1990 году был пострижен в монахи с именем Филарет, рукоположен в иеромонахи в январе 1991 года на Раифском подворье в храме Петра и Павла. Затем служение в Раифском монастыре.

В 2006 году игумен Филарет был пострижен в схиму с именем Сергий...

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, как пришло решение принять постриг?

— Мой приход в Церковь и постриг произошли практически одновременно. Одно с другим связано. Свою готовность к служению Господу я ощущал, постриг мой был совершенно сознательным. Надо сказать, что в те годы вера в Церкви была чистой, если можно так сказать, — священники были «закалены сталинским временем», и мои убеждения были тверды, без всяких признаков колебаний в правильности решения принятия монашеского пострига.

В самом начале моего служения Владыка Анастасий благословил меня на послушание к отцу Всеволоду, который в то время служил в храме Петра и Павла в Гарях. Он меня направил «для стажировки» в приходскую церковь поселка Васильево, которая на тот момент была открыта всего около года. Я стал помогать иерею Виктору, священнику с удивительным голосом, умением хорошо говорить, но... отчаянному выпивохе. Помню, на Покров отец Виктор даже на службу не мог вовремя прийти. Время идет, священника нет. Так я, на свой страх и риск, начал проповедь говорить о значении праздника... Вот так и начиналась моя «стажировка». Потом отец Всеволод вызвал меня снова в Гари. И через некоторое время был назначен мой постриг. Тогда он был редкостью, и не хватало даже монашеского одеяния. Поехал я в Троицу-Сергиеву лавру, где у меня установились хорошие отношения со схиархимандритом Кириллом (Павловым): с его стороны я чувствовал благожелательность. Он-то и подарил мне рясу. Причем, свою. Это был 1990 год...

Накануне пострига прихожанки Гаринской церкви хорошенько отмыли пол, клиросом были разучены специальные песнопения-молитвы. А непосредственно во время пострига некоторые прихожане, я заметил, плакали: то ли от слов молитв, то ли от нахлынувших чувств — как я уже сказал, в те времена постриг, как событие, было редким.

Вспоминаю как сразу после пострига совершалась Литургия, и я должен был стоять с большой свечой на амвоне, а мантия на мне была застегнута так плотно па шее (мне тогда отец Всеволод свою подарил), что к концу службы я почти потерял сознание... По-моему, никто даже этого и не заметил...

Раифский монастырь в то время не был еще действующим, и мое самостоятельное служение проходило в ближайших приходах. Да и когда уже был открыт монастырь, я продолжал служить в сельских церквах. Есть всего лишь один храм, в котором я не был священником — в селе Осиново. Мне посчастливилось служить даже в самом древнем храме Казанской епархии, на острове Свияжск — Троицкой церкви.

Отец Сергий, Вами написано много книг для мирян и монашествующих. К чему Вы призываете через них?

Да, книги — это мой некий призыв монахам и священникам не возвышаться над теми людьми, кто к ним приходит. Не возвышаться над паствой. Мы такие же грешники, но по определенным условиям нам дано послушание поучать... Никогда не надо избегать людей, чтобы они чувствовали отчуждение и боялись задать даже вопрос. И ответы наши должны быть абсолютно честными...

И еще одно, что меня волнует, и что я постарался затронуть в своих трудах: сейчас монашество неотрывно связано с миром — принцип нестяжательства, на мой взгляд, нарушен. Побольше читать надо святых отцов, руководствоваться их жизненными примерами, наставлениями и поучениями.

— А кто был Вашим духовным наставником?

— Скажу вначале, что в последние годы, когда был жив схиигумен Андрей, мы исповедовались друг другу. Сейчас, во время Литургии, исповедуюсь предстоятелям на службе.

Своим же первым духовником считаю дядю, маминого брата — протоиерея Аркадия Николаевича Воздвиженского. Он 62 года служил Господу, был священником в Чувашии, 15 лет — настоятелем Успенского собора в Чебоксарах. Его жизнь стала для меня примером. Он строго, по убеждению, выполнял все священнические правила. Хотя это не так было и просто: семья его жила очень скромно, если не сказать бедно. Каждое дело отец Аркадий начинал с молитвы, был приветлив с прихожанами, при этом оставаясь полным бессребреником. Деньги раздавал всем, кто у него просил. По современным меркам, это просто невероятно...

Служил активно до 90 лет, но с людьми беседовал всегда, до самой смерти... Хотя, надо заметить, в то безбожное время священники были не в почете, как Вы сами понимаете...

Кстати говоря, его брат Платон Николаевич тоже был священником. Но в 1937 году арестован, осужден тройкой НКВД и расстрелян в Казани. Реабилитировали его лишь в 1957 году.

Отец Сергий, есть ли у Вас собственные заветы?

(Смеется). Скорее уж, правила... Какие уж заветы!

Во-первых, на каждом богослужении выходить с проповедью.

Во-вторых, стараться быть и говорить на уровне тех людей, с которыми дал Бог общаться. Не выпячивать свой кругозор, а понять круг их интересов. Не выделяться ни языком, ни манерами. Быть скромным, смиренным, не стараться подавить людей своим величием...

А лучше всего привести в пример наставления апостола Павла:

«...Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Вот это образцовое правило так называемого «пастырского применения».

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол На колокольню Раифского монастыря установлен отреставрированный купол

4 марта в Раифском Богородицком мужском монастыре состоялась установка отреставрированного купола с крестом на колокольню с надвратным храмом в честь Архистратига Божия Михаила.

В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского

16 февраля, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в соборе Грузинской иконы Божией Матери Раифского Богородцкого монастыря была совершена Божественная литургия.