Образ Богоматери Казанской известен во всем мире. Зайдя в любой православный (а порой и католический) храм в России, Европе, на Ближнем Востоке или на Аляске — вы обязательно увидите этот образ!
Событие, произошедшее 21 (4) июля 1579 года потрясло жителей Казани, но осталось локальным явлением. Найденная на пепелище дома купца Онучина икона Богоматери типа Одигитрия постепенно стала главным центром духовного притяжения населения Казани и округи. Институциализации культа Казанской иконы способствовала запись происходивших от нее чудес священником Николо-Гостиннодворской церкви Ермолаем, ставшим впоследствии патриархом Московским и всея Руси Ермогеном.
В том же 1579 году по указу Ивана Грозного список с Казанской иконы Богоматери был прислан в Москву (по сложившейся тогда традиции московского благочестия все региональные святыни либо в оригиналах, либо в копиях должны были присылаться в Москву), а на месте ее явления основан девичий (женский) монастырь.
Общероссийскую известность и признание Образ Казанской Богоматери получил во время событий Смутного времени, когда он стал символом и главной святыней Второго ополчения К.Минина и князя Д. Пожарского. Освобождение Московского Кремля 4 ноября (22.10) 1612 года становится и новым днем празднования Казанской иконы Богоматери. Теперь это был уже праздник не только локальный, Казанский, но и Московский, а следовательно почти общероссийский. В честь этого события в Москве на Красной площади был построен Казанский собор, разрушенный в советское время и восстановленный в 1990-е годы.
В новой, постсоветской истории России этот праздник совпадает с Днем народного единства и является, как бы, религиозным измерением этого государственного события.
Очевидно, что участвуя в преодолении Смутного времени, Казанский образ Богоматери стал рассматриваться как покровитель новой династии — Романовых, избранной в 1613 году. При втором Романове — царе Алексее Михайловиче — почитание Казанской иконы Богоматери окончательно перешло с местного (казанско-московского) на общероссийский уровень.
В 1649 году — в год принятие Соборного уложения — в канун 4 ноября (22.10) Московского праздника в честь Казанской иконы Богоматери у монарха родился наследник — царевич Алексей. Видя в этом особое благоволение Богоматери к династии через Ее Казанский образ, царь повелел отмечать этот праздник по всей России. Теперь праздники — 21 (4) июля для Казани и 4 ноября (22.10) для Москвы стали общероссийскими.
Дальнейшее участие Образа Казанской Богоматери в судьбах России связано с ключевыми событиями истории страны. С основанием новой столицы — Санкт-Петербурга — он стал и ее главной святыней. Перенесенная в град на Неве домовая икона Романовых была поставлена в Казанской церкви на «Невшской перпекстиве», превратившейся сейчас в один из красивейших соборов города, России и мира — Казанский собор на Невском проспекте.
Казанский образ сопровождал российских императоров и на Северной войне (Петра I) и в Отечественную войну 1812, в Крымскую и Русско-турецкую. Всем известна роль Казанской иконы Богоматери и ее почитание во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
Почитаемые списки с Казанской иконы Богоматери наполнили храмы России и мира. Известны Московский, Петербургский, Ярославский, Пензенский, Дивеевский списки очень почитавшееся в России. Ситкинский список является покровителем Аляски (США), образ в Суфании (Ливан) — Ближнего Востока.
Долго странствовавший по миру в XX веке чтимый список из России, прошедший Европу, Штаты и возвращенный в 2005 году папой Иоанном Павлом II в Россию, известен ныне как Ватиканский (Новоказанский) список. Вернувшийся в Казань, он является главной святыней возрождаемого монастыря на месте явления иконы Божьей Матери в 1579 году.
В исторической памяти и современном сознании верующих православных россиян Образ Казанской Богоматери ассоциируется именно с идеей единства государства, защитой его суверенитета, с сохранением уникальной российской цивилизации, которая зиждется на фундаменте Православия.